«Жуком-денщиком», «лакеем» или «ванькой» в дореволюционной России называли приспособление, которое позволяло легко и бережно снимать обувь без застежек. Для этого не требовалось даже наклоняться.
Жуком такую конструкцию прозвали из-за самой распространенной формы — насекомого с длинными усами. Но встречались и другие разновидности подобных приспособлений — например, в виде рогатой головы быка или даже простая доска с рогатиной. Последний вариант обычно использовался в домах небогатых горожан. Зажиточные семьи предпочитали металлических жуков, которые не только помогали разуться, но и украшали прихожую.
Чтобы снять обувь, пятку одного сапога или ботинка помещали между усами жука. Другой ногой наступали на край конструкции, чтобы зафиксировать ее собственным весом. После этого ногу осторожно вытаскивали из обуви. При этом старались не делать резких движений и сильно не тянуть, чтобы не оторвать каблук.
Чугунного жука из экспозиции Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева изготовили в начале XX века. Такие модели выпускал Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод. В то время он славился изделиями в технике художественного литья: декоративными статуэтками, каминными часами, ажурными оградами и решетками.
Каслинский завод открылся в 1747 году в городе Касли, который находится в современной Челябинской области. Основал его тульский купец Яков Коробков, но уже в 1751-м предприятие выкупила семья известных уральских промышленников Демидовых. К этому времени каслинское литье стало популярно не только по всей Российской империи, но и во многих странах Европы и Азии.
Расцвет чугунного литья в Каслях пришелся на 1860-е — 1890-е годы. В это время Каслинский завод участвовал в российских и международных промышленных выставках, а его продукция получала высшие награды. Для Всемирной выставки прикладного искусства 1900 года в Париже каслинские мастера изготовили целый павильон в византийском стиле и скульптуру «Россия», которая изображала женщину-воительницу в кольчуге, со щитом и мечом.
Жуком такую конструкцию прозвали из-за самой распространенной формы — насекомого с длинными усами. Но встречались и другие разновидности подобных приспособлений — например, в виде рогатой головы быка или даже простая доска с рогатиной. Последний вариант обычно использовался в домах небогатых горожан. Зажиточные семьи предпочитали металлических жуков, которые не только помогали разуться, но и украшали прихожую.
Чтобы снять обувь, пятку одного сапога или ботинка помещали между усами жука. Другой ногой наступали на край конструкции, чтобы зафиксировать ее собственным весом. После этого ногу осторожно вытаскивали из обуви. При этом старались не делать резких движений и сильно не тянуть, чтобы не оторвать каблук.
Чугунного жука из экспозиции Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева изготовили в начале XX века. Такие модели выпускал Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод. В то время он славился изделиями в технике художественного литья: декоративными статуэтками, каминными часами, ажурными оградами и решетками.
Каслинский завод открылся в 1747 году в городе Касли, который находится в современной Челябинской области. Основал его тульский купец Яков Коробков, но уже в 1751-м предприятие выкупила семья известных уральских промышленников Демидовых. К этому времени каслинское литье стало популярно не только по всей Российской империи, но и во многих странах Европы и Азии.
Расцвет чугунного литья в Каслях пришелся на 1860-е — 1890-е годы. В это время Каслинский завод участвовал в российских и международных промышленных выставках, а его продукция получала высшие награды. Для Всемирной выставки прикладного искусства 1900 года в Париже каслинские мастера изготовили целый павильон в византийском стиле и скульптуру «Россия», которая изображала женщину-воительницу в кольчуге, со щитом и мечом.