Владимир Донатович Орловский(1841 — 1914) — русский живописец украинского происхождения, академик (с 1874 года) и профессор (с 1876) Императорской Академии художеств и один из наиболее известных и востребованных живописцев своей эпохи: критика последней четверти XIX века представляла В.Д. Орловского «универсальным» мастером: В.В. Стасов отмечал, что художнику в равной мере давались «неаполитанские и крымские, среднерусские и северорусские пейзажи, лес и берег морской, парк и покос…». Ещё до поступления в Академию (в 1861 году) молодой автор уже успел познакомиться с техникой масляной живописи, а также поучиться у пейзажиста И.М. Сошенко.
В Академии учителем В.Д. Орловского был А.П. Боголюбов — мастер батальной марины, многие полотна которого отличаются графической детальностью и тщательностью, тонкостью в передаче световоздушной среды. Поэтому не случайно возникшим выглядит и суждение современников о том, что в своих морских пейзажах В.Д. Орловский скорее примечателен детальностью рисунка, нежели колоритом (этот взгляд предложен и в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона).
Пейзаж
«Закат над рекой. Рыбаки» из собрания Сочинского художественного музея им. Д.Д.
Жилинского — датируемый крайне широко, второй половиной XIX века
— стилистически тяготеет к периоду с середины 1880-х по начало 1890-х годов,
когда главным мотивом, интересующим художника, являлось именно водное
пространство, раскрытое панорамно, а колорит нередко определялся вниманием к
переходным временам суток и глубоким затемнениям. Порой в живописи В.Д.
Орловского этого периода фигура тесно связывается с пейзажем, вовлекаясь в
светотеневую среду — именно фигуры на фоне природных панорам затемняются,
обретая роль важных пластических и композиционных акцентов, но при этом
отделяясь от более освещённого пространства на заднем плане.