Александр Киселёв почти в 40 лет решился бросить рутинные будни простого банковского служащего и посвятить себя любимому делу — живописи. Он много путешествовал в поисках сюжетов для своих полотен, усердно работал и преподавал в Академии художеств.
#1

Александр Киселев
Забытая мельница
#2
Еще при жизни Киселёв стал известным пейзажистом: его полотна покупал и коллекционер Павел Третьяков, и великая княгиня Мария Фёдоровна, и даже сам император Николай II.
#3
Александр Кисёлев — пейзажист-романтик
#10

Сенокос. Александр Киселев. 1894. Сочинский художественный музей
#4
Александр Киселёв учился в петербургской Академии художеств. Однако в молодости он отказался от карьеры художника и вернулся к живописи лишь через много лет. Со времен студенчества художнику особенно хорошо удавались пейзажи, этюды к которым он создавал в путешествиях и поездках по России.
Позже Киселёву присвоили звание академика Академии художеств и назначили руководить здесь же пейзажной мастерской. Ученики вспоминали, что он никогда не навязывал свой стиль, а помогал подопечным найти собственный творческий путь и разработать свою технику.
#5
«Ну какой я профессор? Это так, когда другого нет. А согласился потому, что все же я хоть вреда не сделаю никому, не навяжу никому своего, что у меня есть плохого. Так и говорю своим ученикам: вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже»
Александр Киселёв
#6
В конце XIX века в живописи набирал силу демократический реализм. Его приверженцы стремились изображать объективную действительность, не приукрашивая ее.
К реалистам относил себя и художник-передвижник Александр Киселёв. Однако свои пейзажи он наполнял романтикой и живописными деталями.
#7
Он с одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности… и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы.
Илья Репин
#9
Картины Киселёва покупали коллекционеры Москвы и Петербурга, Киева и Одессы.
Его картины украшали залы императорских дворцов и дома русской знати.
#11
Природа старинных дворянских усадеб
#13
1 / 3
Зимний пейзаж. Александр Киселев. 1878. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникЮжный пейзаж. Александр Киселев. 1881. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Дача в Крыму. Александр Киселев. 1906. Краснодарский краевой художественный музей
#12
Свои пейзажи Александр Киселёв писал, как правило, за городом. Художник много путешествовал в поисках «натуры». Скромные, но не лишенные очарования природные уголки он искал в окрестностях Москвы, в Малороссии, на Кавказе и в других российских регионах. Вместе с живописцем путешествовала и его семья. Киселёвы обычно снимали усадьбу, причем выбирали дом, где сохранялась атмосфера размеренной помещичьей жизни.
В тишине, вдали от города, Александр Киселёв много и неустанно работал. Он мог создать за лето несколько десятков этюдов — писал пейзажи в разную погоду и время суток. Киселёв нередко знакомился с соседями — так он подружился с Антоном Чеховым, — и владельцы дворянских гнёзд приглашали его запечатлеть местные усадьбы и виды на полотнах.
#14
Лиричный малороссийский пейзаж
#17

Александр Киселёв (1838–1911)
#15
Первый вариант картины «Забытая мельница» Александр Киселёв написал в 1882 году во время путешествия по Малороссии.
Полотно впервые показали зрителям на X Передвижной выставке.
#16
На картине изображен типичный сельский пейзаж — темная, неспешно текущая река, высокий берег с зарослями трав, деревянная полуразрушенная мельница, лодка и шагающий к ней рыбак с удочкой. В работе Киселёв использовал сдержанные лаконичные краски, характерные для местной природы. В реалистичной манере художник тонко выписал гальку на берегу реки, бревенчатые строения, ветви деревьев и траву.
Однако пейзаж не лишен и присущей Киселёву лиричности: пасмурный день подсвечен лучами слабого солнца, в гладкой воде реки отражаются облака и прибрежная растительность, а рыбак напоминает зрителям о размеренном течении деревенской жизни.
#19
«Забытая мельница»: авторские списки
#20

Забытая мельница. Александр Киселев. 1882. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#18
Позже Киселёв несколько раз переписывал полотно — и всегда корректировал детали пейзажа. Менялся изгиб береговой линии, расположение крупных валунов, лодка «отплывала» к центру реки. И каждый раз обновленный пейзаж уходил в частные коллекции.
В настоящее время одна из работ с надписью «А. Киселёвъ. 1891 г.» хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В настоящее время одна из работ с надписью «А. Киселёвъ. 1891 г.» хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Также один авторский список экспонируется в Ярославском художественном музее, а другой — в хранилище Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. На варианте в Пушкинском музее тоже есть особенная деталь: на этом полотне художник не изобразил деревенское стадо на дальнем берегу реки.
#21
«Забытая мельница» большим тиражом: копии и почтовые открытки
#24

Почтовая открытка с изображением пейзажа Александра Киселева «Забытая мельница»
#23
Пейзаж «Забытая мельница» копировал не только сам Киселёв, но и другие живописцы. Один из них — Константин Федин, который позже стал известным писателем. Художники тоже нередко вносили свои «поправки» в сюжет «Забытой мельницы». Самое заметное изменение — отсутствие рыбака на одном из вариантов картины. В петербургской Академии художеств пейзаж Киселёва был одной из самых популярных картин, которую копировали студенты.
Еще более известной работу Александра Киселёва сделали почтовые открытки с ее изображением. Например, открытки с «Забытой мельницей» — без рыбака — выпустило в 1910-е годы издательство художника Владимира Маковского в Санкт-Петербурге. На почтовых карточках, которые издавали в литографической мастерской Дациаро была изображена «Мельница» без пасущихся на пригорке коров.
читать дальшескрыть
Забытая мельница
Время создания
1891
Размер
72x122 см
Техника
холст, масло
Выставка
15

Открыть в приложении
Поделиться