Икона «Воскресение — Сошествие во ад» находилась в церкви Николы Мокрого — посадском храме Ярославля. Ее написал ярославский мастер в последней трети XVI века. В образе отразились черты, характерные для ярославской иконописи той эпохи: торжественность, многофигурность и сложность композиции, тщательно выписанные детали. Икона написана темперными красками на липовой доске, которая состоит из четырех частей. В ее колорите преобладают темные тона. Изображение сопровождают многочисленные надписи: на золотые и охристые фрагменты фона художник нанес их киноварью, краской из красного минерала, на темные — белилами.
Воскресение - Сошествие во ад
Время создания
Последняя треть XVI века
Размер
115x65 см
Техника
Темпера
Коллекция
Выставка
5
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Воскресение — Сошествие во ад
#2
#3
Воскресение Иисуса Христа из мертвых — главное событие в истории Нового Завета. Долгое время этот сюжет изображали символически или же в композиции «Сошествие во ад», которая сформировалась к XI веку. В ней рассказывалось о том, как Христос после смерти спустился в ад и вывел оттуда праведников, а также прародителей Адама и Еву. Их спасение стало возможным, потому что Христос страданиями и мучительной смертью искупил первородный грех, который лежал на человечестве.
#4
Сюжет «Воскресение — Сошествия во ад» в иконописи изображали по-разному: в основе лежали тексты апокрифического Евангелия Никодима, отдельных псалмов и пророчеств. На ярославском образе подробно представлен сам ад, такая композиция получила распространение с XVI века.
#5
В центре иконы изображен Иисус. Он держит за руку Адама, помогая ему подняться из гроба, а к ногам Христа припадает Ева. В белых саванах вслед за Адамом встают из гробов мертвецы. По сторонам от Христа расположены пророки, праотцы и праведники, которые поднимаются в рай — он изображен в верхней части иконной доски и отгорожен стеной с уступами. У райских врат стоит благоразумный разбойник — раскаявшийся преступник, который был распят на Голгофе вместе с Христом.
#6
В нижней части иконы художник написал черную бездну с ярко-красной головой — Вельзевулом, личиной ада. Он подпирает адские врата, к которым приближаются ангелы.
Правую нижнюю часть иконы занимает многофигурная композиция с Воскресением: восставший из гроба Христос, жены-мироносицы и три летящих ангела, которые низвергают копьями бесов в ад. Здесь же изображен ангел, отваливающий камень от гроба, и поверженная стража.
#7
Ярославский музей-заповедник
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Воскресение - Сошествие во ад
Время создания
Последняя треть XVI века
Размер
115x65 см
Техника
Темпера
Коллекция
Выставка
5

Открыть в приложении
Поделиться