Издревле население Дальнего Востока обрабатывало шкурки млекопитающих животных и рыбы для пошива одежды. В северных районах самым многочисленным животным всегда был олень. Поэтому люди и шили из его шкурок теплую одежду и обувь. У народов Дальнего Востока России были распространены различные модификации такой обуви. В экспозиции Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева представлены унты.
На языке эвенков слово «унта» и означает «обувь» или «сапог». Это разновидность невысокой башмаковидной обуви, которую надевали поверх ноговиц в холодное время года. Также у других представителей коренного населения региона, например нанайцев и удэгейцев, для обозначения меховой обуви используются название «торбаса», или «торбаза».
Двухсторонний мех и войлочная подошва унтов защищали ноги их владельцев от самых лютых морозов. Примечательно то, что унты порой не просто были элементом быта, но и служили прекрасным примером прикладного искусства автохтонного населения региона. Зачастую мастерицы украшали обувь кусочками ровдуги или цветной ткани. Также обувь могли украшать вышивками в различных техниках, бисером и декоративными швами. На изготовление одной пары унтов в среднем могло уйти до десяти шкурок, подобранных из камуса с целью сохранения единства цвета. Камус, то есть шкуру голени животных, зачастую подбирали не столько из-за цвета, сколько из-за его физических характеристик, таких как прочность кожи и короткого меха. Самыми распространенными считаются оленьи шкуры, однако у коряков для изготовления зимней обуви особой популярностью пользовались лахтачьи и моржовые шкуры. При бережном обращении унты могут служить довольно долго, благодаря чему в том числе они и получили широкое распространение.
Унты из коллекции музея были
изготовлены в середине XX века, поэтому, помимо меха, можно увидеть
большое количество разноцветных тканевых элементов, украшенных пуговицами
и тиснеными лентами. Представленные унты были привезены сотрудником музея
Юрием Михайловичем Дегтярёвым из экспедиции в удэгейское село Гвасюги
Хабаровского края в 1950-е годы. Село примечательно тем, что в 1905 году
в нем родился первый удэгейский писатель Джанси Кимонко, который, помимо
этого, первым из удэгейцев получил систематическое образование.