Минную тележку, представленную в экспозиции музея, нашли в 1968 году на перекате Северной Двины у поселка Рочегды. Ее использовали английские интервенты в годы Гражданской войны для постановки мин на Северной Двине. Находясь в воде на заранее установленном уровне, мина была незаметной — взрыв происходил при соприкосновении с ней. Подобные тележки использовались с конца XIX века.
В России активно применялась якорная гальваноударная мина образца 1908 года. Предохранитель размещался сверху мины, а пять гальванических свинцовых колпаков — по периметру корпуса. Каждый колпак содержал батарею с электролитом в стеклянной ампуле. При ударе корабля о мину колпак сминался, ампула разбивалась, и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на запальное устройство и воспламенял детонатор. В качестве взрывчатого вещества использовался тротил, масса заряда составляла 115 кг.
Для постановки мины на заданное углубление использовался способ, который предложил еще в 1882 году лейтенант Николай Азаров — выдающийся новатор минного дела в отечественном флоте. Суть этого способа заключалась в следующем. Размещенную на якоре или тележке лебедку с тросом оборудовали специальным стопором, состоящим из щеколды, пружины и тросика с грузом. При сбрасывании за борт мина, обладавшая положительной плавучестью, оставалась на поверхности. Под действием груза тросик оттягивал щеколду, и это обеспечивало свободное сматывание основного троса. Якорь начинал погружаться. Когда груз достигал дна, напряжение тросика ослабевало, и щеколда стопорила лебедку. Продолжая погружаться, якорь увлекал мину на глубину, которая точно соответствовала длине тросика с грузом.
Порядок приготовления мины к постановке состоял из двух этапов. Предварительным был этап установки свинцовых колпаков, ампулы с электролитом, предохранительного прибора, проводников и проверка всех электрических цепей. Окончательный предусматривал лишь установку запальной принадлежности.
Конструкция этой мины оказалась настолько удачной, что после незначительной модернизации в 1939 году она оставалась на вооружении отечественного флота вплоть до середины 1960-х годов.
В России активно применялась якорная гальваноударная мина образца 1908 года. Предохранитель размещался сверху мины, а пять гальванических свинцовых колпаков — по периметру корпуса. Каждый колпак содержал батарею с электролитом в стеклянной ампуле. При ударе корабля о мину колпак сминался, ампула разбивалась, и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на запальное устройство и воспламенял детонатор. В качестве взрывчатого вещества использовался тротил, масса заряда составляла 115 кг.
Для постановки мины на заданное углубление использовался способ, который предложил еще в 1882 году лейтенант Николай Азаров — выдающийся новатор минного дела в отечественном флоте. Суть этого способа заключалась в следующем. Размещенную на якоре или тележке лебедку с тросом оборудовали специальным стопором, состоящим из щеколды, пружины и тросика с грузом. При сбрасывании за борт мина, обладавшая положительной плавучестью, оставалась на поверхности. Под действием груза тросик оттягивал щеколду, и это обеспечивало свободное сматывание основного троса. Якорь начинал погружаться. Когда груз достигал дна, напряжение тросика ослабевало, и щеколда стопорила лебедку. Продолжая погружаться, якорь увлекал мину на глубину, которая точно соответствовала длине тросика с грузом.
Порядок приготовления мины к постановке состоял из двух этапов. Предварительным был этап установки свинцовых колпаков, ампулы с электролитом, предохранительного прибора, проводников и проверка всех электрических цепей. Окончательный предусматривал лишь установку запальной принадлежности.
Конструкция этой мины оказалась настолько удачной, что после незначительной модернизации в 1939 году она оставалась на вооружении отечественного флота вплоть до середины 1960-х годов.