Рафаил Петрович Бирчанский мало известен в России, его произведения почти не встречаются в музейных собраниях страны. Причиной тому эмиграция, художник навсегда покинул Россию в начале 1920-х и состоялся как профессиональный художник уже во Франции.
Рафаил Бирчанский, а так же его братья Лев и Захарий — племянники художника Исаака Ильича Левитана — сыновья его сестры Терезы Ильиничны (в замужестве Бирчанской). Исаак Левитан стал их первым учителем рисования и подготовил братьев к поступлению в Одесское художественное училище. Окончив учебу и вплоть до отъезда в Европу, Рафаил Бирчанский принимал участие в выставках Петербурга (1908—1912). Обосновавшись в Париже, Рафаил Бирчанский так же успешно выступает на многих выставках. С 1935 его картины экспонируются на парижском Салоне, в Тюильри, в Салоне Независимых, на выставках русских художников Союза советских патриотов, а так же состоялось несколько персональных выставок в Париже и Гааге. В творческой манере художника талантливо соединяются реалистическая школа рисунка и новые живописные веяния, в частности импрессионизм. Многие ранние картины Бирчанского указывают на связь с Левитаном: созданы на основе этюдов, написанных в «левитановских» уголках Подмосковья, следуют творческим приёмам и советам учителя.
Сумерки — картина созданная Рафаилом Бирчанским в 1912 году. В ее основе лежат этюды ранних лет, возможно написанные художником во время совместных пленэрных поездок с Левитаном. Незамысловатый деревенский пейзаж. На переднем плане водоём — деревенский пруд или речка, от которого вглубь картины поднимается крутой холм поросший густой травой. Берег изрыт спускающимися к воде глинистыми канавами. В центре композиции невысокая береза, её ствол немного изогнут. Очертания дерева отражаются в воде. На дальнем плане, справа, погрузившиеся в глубокую тень две деревенские избы. Уникально освещение в картине. Художнику удалось запечатлеть особо эффектный по колориту момент — небо вдруг стало изумрудно зеленым, а у линии горизонта — яркое, золотистое!
Сумерками принято называть скоротечный промежуток времени между закатом и наступлением ночи (вечерние сумерки) или наоборот — после ночи перед наступлением рассвета (утренние сумерки). Сумеречным следует называть состояние, когда Солнце уже скрылось за горизонтом (или еще не показалось — если речь об утренних сумерках), но ореол его мощного света озаряет пространство. Астрономические сумерки считаются наиболее благоприятным моментом для наблюдения и изучения звёздного неба.
Сложность изображения сумерек для художника заключается в их быстротечности. Каждую секунду видимое на горизонте значительно изменяется. И снова на помощь художнику приходит его цепкая зрительная память — способность запоминать кратковременные и переменчивые переходные световые состояния, тональные и цветовые соотношения. Живописное повествование о сумерках всегда демонстрирует тонкое творческое восприятие автора, его стремление пересказать сложное, едва уловимое, личное переживание. Аллегорически образ сумерек часто представляется как тема тревожности, неопределенности, недосказанности.