Пётр Ильич Чайковский приезжал к сестре Александре в имение Каменка всегда со своим любимым книжным шкафом, сделанным из орехового дерева. Нижние полки он набивал нотной бумагой для работы, а верхние заставлял книгами и свежими нотными изданиями.
У Чайковского потребность в чтении, как он сам признавался, была постоянной. Причем, неизменно расширяя круг новых авторов и произведений, Пётр Ильич нередко возвращался к уже прочитанному: в знакомых текстах он находил свежие нюансы, многое переосмысливал, а иногда даже радикально менял предшествующие оценки.
Главный акцент в чтении делался на русскую литературу во всем ее многообразии — от исторических романов до признанных шедевров современников Чайковского. Любимыми авторами композитора были Пушкин, Лермонтов и Гоголь.
Тонкий знаток поэзии, Чайковский уделял ей много внимания, хорошо разбираясь не только в стилях, но и в технике стихосложения. В современной русской поэзии у композитора было много любимцев. Среди них Апухтин, Майков, Мей, Плещеев, Полонский, Ратгауз, Алексей Толстой, Тютчев, Фет. Все они — поэтические соавторы Чайковского в его вокальных сочинениях: романсах, хорах, операх.
Чайковскому посчастливилось быть современником и таких столпов русской литературы, как Александр Островский, Иван Тургенев, Лев Толстой, Фёдор Достоевский и Антон Чехов. Дружба и творческое сотрудничество с Островским привели к появлению оперы «Воевода», увертюры «Гроза», а также музыки к весенней сказке «Снегурочка».
Произведения Тургенева композитор высоко ценил, регулярно читал в домашнем кругу, восхищался его романами и повестями.
Лев Толстой оказал на композитора мощное этическое влияние — и своими литературными произведениями, и философско-религиозными работами.
Сложным было отношение к Достоевскому. Понимая и высоко оценивая гений русского «душеведа», Чайковский, тем не менее, говорил об антипатии к этому писателю, объясняя это элементами «болезненности», «тоскливости», «безнадежности» в его творчестве.
В Чехове Чайковский еще на раннем этапе творчества писателя разглядел одну из крупнейших фигур в русской литературе и предсказал ему большое будущее.
У Чайковского потребность в чтении, как он сам признавался, была постоянной. Причем, неизменно расширяя круг новых авторов и произведений, Пётр Ильич нередко возвращался к уже прочитанному: в знакомых текстах он находил свежие нюансы, многое переосмысливал, а иногда даже радикально менял предшествующие оценки.
Главный акцент в чтении делался на русскую литературу во всем ее многообразии — от исторических романов до признанных шедевров современников Чайковского. Любимыми авторами композитора были Пушкин, Лермонтов и Гоголь.
Тонкий знаток поэзии, Чайковский уделял ей много внимания, хорошо разбираясь не только в стилях, но и в технике стихосложения. В современной русской поэзии у композитора было много любимцев. Среди них Апухтин, Майков, Мей, Плещеев, Полонский, Ратгауз, Алексей Толстой, Тютчев, Фет. Все они — поэтические соавторы Чайковского в его вокальных сочинениях: романсах, хорах, операх.
Чайковскому посчастливилось быть современником и таких столпов русской литературы, как Александр Островский, Иван Тургенев, Лев Толстой, Фёдор Достоевский и Антон Чехов. Дружба и творческое сотрудничество с Островским привели к появлению оперы «Воевода», увертюры «Гроза», а также музыки к весенней сказке «Снегурочка».
Произведения Тургенева композитор высоко ценил, регулярно читал в домашнем кругу, восхищался его романами и повестями.
Лев Толстой оказал на композитора мощное этическое влияние — и своими литературными произведениями, и философско-религиозными работами.
Сложным было отношение к Достоевскому. Понимая и высоко оценивая гений русского «душеведа», Чайковский, тем не менее, говорил об антипатии к этому писателю, объясняя это элементами «болезненности», «тоскливости», «безнадежности» в его творчестве.
В Чехове Чайковский еще на раннем этапе творчества писателя разглядел одну из крупнейших фигур в русской литературе и предсказал ему большое будущее.