В экспозиции Музея истории города-курорта Сочи представлена адыгейская женская шапочка из черного бархата, шитая золотом, с подвесками из арабских монет.
Головной убор адыгской женщины имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она была готова к замужеству, то надевала так называемую золотую девичью шапочку, которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела твердую основу-каркас из картона или кожи, обтянутую тканью, высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, подкладку из ткани, закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряными накладками-шишечками на верхушке. Стоит отметить, что у черкесов в большем почете было серебро, нежели золото. Шапочки были дороги, у некоторых адыгских племен их могла себе позволить только знать.
Можно выделить две группы шапочек по виду украшений. Первая — украшенные галунами и шитьем вприкреп, вторая — украшенные шитьем гладью. Первая группа наиболее характерна для адыгов. Шапочки различались и по высоте. Наиболее древние — значительной высоты, распространенные до конца XIX века. С середины XIX века носились невысокие шапочки, называвшиеся крымскими, татарскими или осетинскими, что выдает заимствование. И, наконец, низкие, так называемые «кривые» шапочки, носившиеся набок и удерживающиеся на голове шнуром под подбородком. Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг шеи. После свадьбы свекровь дарила невестке вышитый накосник. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец к рождению ребенка.