В 1960-х годах Владимир Фёдорович Стожаров (1926–1973) уже имел широкую известность как мастер русского пейзажа, создавший впечатляющую галерею великолепных деревенских и городских ландшафтно-архитектурных образов. Владение цветом, мазком, композицией, неразрывным сочетанием реалистической повествовательности и творческой переработки реальности в цельный художественный образ характеризуют его как высокого профессионала. Он в совершенстве умел запечатлеть преходящие состояния натуры, вызывающие у зрителя гамму ответных переживаний: от лирически ярких, тёплых и лёгких до свинцово-сумеречных, мрачных, холодных. При столь широком эмоциональном спектре работ В.Ф. Стожарова они все объединены любованием, восхищением окружающим миром.
Это восхищение могло быть обращено не только к отечественному ландшафту. С подобающим мастерством, теми же приёмами художник передавал своё увлечение красотой Европы, в данном случае «вечного города» — Рима. Владимир Фёдорович дважды, в 1959 и 1967 годах, посетил Италию. Представленная работа написана, видимо, по впечатлениям, этюдам путешествия 1967 года.
Художник запечатлел не античные, средневековые или позднейшие образцовые сооружения Рима. Мы видим непримечательные в архитектурном отношении здания, не имеющие ничего узнаваемого, специфически римского. В этой работе автор передал другое — атмосферу старых непарадных кварталов итальянских городов.
На переднем плане внизу полотна ровной полосой лежит асфальтовая дорога, пересечённая белыми линиями пешеходного перехода. На всём пространстве холста — никакого движения, ни души. В левой части, на дороге, видим единственное живое существо — лошадь, запряжённую в пустующую повозку с ярко-красными колёсами. Животное, сморённое полуденным зноем, низко свесило голову.
На высокое, близкое к вертикальному, стояние солнца указывают тени трёх итальянских сосен-пиний (лат. Pinus pinea): деревья узнаются по характерным кронам. Оттенки охры стен и терракота крыш гармонично сочетаются с плотной безоблачной синевой неба. Полуденное солнце (не видимое, а обозначенное тенями), пустота улицы, приютившиеся на повороте к непроезжей улочке легковые авто указывают на время обеденного отдыха-сиесты (итал. Siesta).
За соснами четверть холста занимает почти сплошная масса стены здания под черепичной крышей. Как ни покажется странным, но этот массив — одна из зрительно энергичных частей пейзажа. Мастер оживляет, динамизирует плоскость мощными пастозными мазками сочной охры.
На заднем плане справа наблюдается оживление архитектурных масс: вдоль поднимающейся в гору улочки друг над другом громоздятся верхушки стен и крыши домов. Между верхними этажами яркими пятнами сияет развешанное хозяйками на просушку бельё — ещё одна чёрточка к колориту средиземноморского юга.
Рим
