На Руси полотенца, украшенные вышивкой, называли рушниками. Они играли особую роль в доме: считалось, что узоры на белом фоне обладают благотворной силой. Рушники использовали на свадьбах, похоронах, крестинах и во время разных обрядов, включая целительные.
В начале XIX века в уральских деревнях проводили «чтение украс»: пожилые женщины учили молодежь распознавать символы вышивок. Из крестьянок редко кто владел грамотой, а с помощью узоров на ткани женщина могла «записать» всю свою жизнь. Если рождался ребенок, на рушнике появлялась новая веточка, растущая вверх. Если умирал кто-то из родных, мастерица веточку опускала.
К свадьбе девушка могла вышить более 200 полотенец, чтобы подарить их не только новым родственникам, но и всем гостям. Если невеста знала о непростом характере будущей свекрови, то на узоре петуха вышивала с коготками.
Со временем обычай «читать украсы» сошел на нет. В наши дни вышитые полотенца утратили свои специальные функции и считаются обыкновенным домашним декором, но постепенно интерес к расшифровке древних символов возрождается.
В своих работах мастерица Зоя Трошкова воспроизводит образы старинных рушников и пользуется техникой вышивки прошлых веков. Она использует свойственное традиционным полотенцам многоярусное построение рисунков с особым ритмом полос разной ширины и различными фактурами, применяет зеркальную симметрию.
«Птичий двор» Зоя Трошкова создала в 2000 году. Узкое хлопчатобумажное полотно она украсила ажурным краем в технике филейного вязания. Для нее мастерица использовала специально сплетенную сетку и сформировала узор из заполненных и свободных квадратов.
Кружевной край переходит в вышитый крестом узор с цветущим садом и гуляющими в нем петухами. Нижний ярус вышивки из орнаментальных полос символизирует засеянное поле. Дерево, центр симметрии рисунка, символизирует мировое древо.
В начале XIX века в уральских деревнях проводили «чтение украс»: пожилые женщины учили молодежь распознавать символы вышивок. Из крестьянок редко кто владел грамотой, а с помощью узоров на ткани женщина могла «записать» всю свою жизнь. Если рождался ребенок, на рушнике появлялась новая веточка, растущая вверх. Если умирал кто-то из родных, мастерица веточку опускала.
К свадьбе девушка могла вышить более 200 полотенец, чтобы подарить их не только новым родственникам, но и всем гостям. Если невеста знала о непростом характере будущей свекрови, то на узоре петуха вышивала с коготками.
Со временем обычай «читать украсы» сошел на нет. В наши дни вышитые полотенца утратили свои специальные функции и считаются обыкновенным домашним декором, но постепенно интерес к расшифровке древних символов возрождается.
В своих работах мастерица Зоя Трошкова воспроизводит образы старинных рушников и пользуется техникой вышивки прошлых веков. Она использует свойственное традиционным полотенцам многоярусное построение рисунков с особым ритмом полос разной ширины и различными фактурами, применяет зеркальную симметрию.
«Птичий двор» Зоя Трошкова создала в 2000 году. Узкое хлопчатобумажное полотно она украсила ажурным краем в технике филейного вязания. Для нее мастерица использовала специально сплетенную сетку и сформировала узор из заполненных и свободных квадратов.
Кружевной край переходит в вышитый крестом узор с цветущим садом и гуляющими в нем петухами. Нижний ярус вышивки из орнаментальных полос символизирует засеянное поле. Дерево, центр симметрии рисунка, символизирует мировое древо.