Свадебные обряды как у эрзян, так и у мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Заключение браков традиционно было делом родителей и родственников. При выборе невесты основное внимание обращали на имущественное положение ее семьи, а также на трудолюбие и здоровье девушки.
Свадебный цикл начинался со сватовства — «ладяма» на языке мокши и «ладямо» на языке эрзи. Во время него семьи договаривались о проведении самого праздника и о том, как семьи поделят затраты на него. Также обсуждали приданое невесты: одежду, предметы быта и скот, которые должны были собрать для нее родители.
Главные события свадьбы традиционно проходили в доме жениха. Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги — от пяти до девяти штук. Каждый из них имел свое название и назначение. Самый большой и важный — «лукш» на мокшанском, или «лувонь кши» на эрзянском — состоял из 12 слоев начинки: творога, каши и яичницы. Корку пирога украшали фигурки птиц и сосновая ветка — символ мирового древа.
Из дома жениха за невестой выезжал «свадебный поезд», причем число его участников обязательно должно было быть нечетным. Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ей не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым по важности лицом был «уредев» — друг жениха. Его обязанностью было охранять жениха и всех гостей от порчи и распоряжаться столом.
Когда поезд подъезжал к дому невесты, двери в дом закрывались и начинался выкуп. После него родители невесты благословляли молодых, и свадебный поезд вез их в церковь на венчание. Затем все отправлялись в дом к жениху, где новобрачных встречали хлебом-солью и обсыпали хмелем. Начиналось свадебное застолье. Празднование проходило на протяжении трех дней.
В традиционной мордовской свадьбе сам жених не играл активной роли. В доме невесты он делал только то, что велели ему сваха и уредев. Иногда он даже не ездил за невестой. Зачастую первая встреча и знакомство молодых происходила прямо в церкви во время самого венчания.
Свадебный цикл начинался со сватовства — «ладяма» на языке мокши и «ладямо» на языке эрзи. Во время него семьи договаривались о проведении самого праздника и о том, как семьи поделят затраты на него. Также обсуждали приданое невесты: одежду, предметы быта и скот, которые должны были собрать для нее родители.
Главные события свадьбы традиционно проходили в доме жениха. Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги — от пяти до девяти штук. Каждый из них имел свое название и назначение. Самый большой и важный — «лукш» на мокшанском, или «лувонь кши» на эрзянском — состоял из 12 слоев начинки: творога, каши и яичницы. Корку пирога украшали фигурки птиц и сосновая ветка — символ мирового древа.
Из дома жениха за невестой выезжал «свадебный поезд», причем число его участников обязательно должно было быть нечетным. Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ей не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым по важности лицом был «уредев» — друг жениха. Его обязанностью было охранять жениха и всех гостей от порчи и распоряжаться столом.
Когда поезд подъезжал к дому невесты, двери в дом закрывались и начинался выкуп. После него родители невесты благословляли молодых, и свадебный поезд вез их в церковь на венчание. Затем все отправлялись в дом к жениху, где новобрачных встречали хлебом-солью и обсыпали хмелем. Начиналось свадебное застолье. Празднование проходило на протяжении трех дней.
В традиционной мордовской свадьбе сам жених не играл активной роли. В доме невесты он делал только то, что велели ему сваха и уредев. Иногда он даже не ездил за невестой. Зачастую первая встреча и знакомство молодых происходила прямо в церкви во время самого венчания.