Восточная группа мордвы-эрзи проживает на территории Ардатовского, Атяшевского, Болышеберезниковского, Дубенского, Кочкуровского, Чамзинского районов Мордовии, в сопредельных с ними районах Ульяновской области, а также в Алатырском и Ибресинском районах Чувашии. Эти земли покрыты густыми лиственными смешанными лесами, которые чередуются с открытыми пространствами. На востоке их ограничивает естественный рубеж — река Сура.
Важным элементом местного костюма в старину было набедренное украшение «пулай». В этом регионе пулай был особенно пышным по форме, выделял бедра в соответствии со стандартами женской красоты. И пулай, и надетая с небольшим напуском рубаха, и богато украшенный фартук увеличивали объем фигуры. В то же время девушка не казались массивной и приземистой благодаря высокому головному убору и четким вертикально расположенным полосам декора всех элементов одежды.
Главным элементом костюма была рубаха «панар». Ее шили из конопляного неотбеленного холста. Покрой рубахи, как и у всех финно-угорских народов, был туникообразным. Ее стан состоял из двух сшитых полотнищ, перегнутых пополам. В центре вдоль шва оставляли два разреза. Один глубокий, треугольный — для головы, другой — на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава без клиньев равнялись ширине холста и опускались чуть ниже локтя. Под них вшивали квадратные ластовицы.
В зависимости от назначения рубаху украшали вышивкой. Ее выполняли шерстяными самопрядеными нитками, окрашенными растительными красками, которые добывали из корня подмаренника, почек березы, коры ольхи и различных трав. Основным цветом вышитых узоров был красно-коричневый, его дополняли вкраплениями зеленого и желтого. Нередко узоры оформляли черной или синей окантовкой. Вышивку праздничных панаров декорировали блестками.
Поверх рубахи замужние женщины надевали распашную одежду «руця». В ее колорите преобладали красный и черный цвета. Помимо вышивки ее украшали браными — вытканными с узором — полосками, позументом, пуговицами. Общий декор руци дополняли узкие вертикальные нашивки из кумача, которые располагались на спине и полах. Руця была ритуальной одеждой. Ее надевали по праздникам и сохраняли как посмертный костюм.
С начала XX века костюм восточной группы мордвы-эрзи претерпевал значительные изменения. На смену твердым головным уборам пришли фабричные платки. Рубахи стали значительно скромнее по декору. Трудоемкую вышивку руци заменили полоски красного кумача. В Дубенском, Атяшевском, Чамзинском районах молодежь начала носить русские «парочки», состоящие из кофты и юбки, или «сарапаны» — платья из яркого однотонного атласа. Традиционный костюм здесь практически исчез к 1950-м годам.
Важным элементом местного костюма в старину было набедренное украшение «пулай». В этом регионе пулай был особенно пышным по форме, выделял бедра в соответствии со стандартами женской красоты. И пулай, и надетая с небольшим напуском рубаха, и богато украшенный фартук увеличивали объем фигуры. В то же время девушка не казались массивной и приземистой благодаря высокому головному убору и четким вертикально расположенным полосам декора всех элементов одежды.
Главным элементом костюма была рубаха «панар». Ее шили из конопляного неотбеленного холста. Покрой рубахи, как и у всех финно-угорских народов, был туникообразным. Ее стан состоял из двух сшитых полотнищ, перегнутых пополам. В центре вдоль шва оставляли два разреза. Один глубокий, треугольный — для головы, другой — на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава без клиньев равнялись ширине холста и опускались чуть ниже локтя. Под них вшивали квадратные ластовицы.
В зависимости от назначения рубаху украшали вышивкой. Ее выполняли шерстяными самопрядеными нитками, окрашенными растительными красками, которые добывали из корня подмаренника, почек березы, коры ольхи и различных трав. Основным цветом вышитых узоров был красно-коричневый, его дополняли вкраплениями зеленого и желтого. Нередко узоры оформляли черной или синей окантовкой. Вышивку праздничных панаров декорировали блестками.
Поверх рубахи замужние женщины надевали распашную одежду «руця». В ее колорите преобладали красный и черный цвета. Помимо вышивки ее украшали браными — вытканными с узором — полосками, позументом, пуговицами. Общий декор руци дополняли узкие вертикальные нашивки из кумача, которые располагались на спине и полах. Руця была ритуальной одеждой. Ее надевали по праздникам и сохраняли как посмертный костюм.
С начала XX века костюм восточной группы мордвы-эрзи претерпевал значительные изменения. На смену твердым головным уборам пришли фабричные платки. Рубахи стали значительно скромнее по декору. Трудоемкую вышивку руци заменили полоски красного кумача. В Дубенском, Атяшевском, Чамзинском районах молодежь начала носить русские «парочки», состоящие из кофты и юбки, или «сарапаны» — платья из яркого однотонного атласа. Традиционный костюм здесь практически исчез к 1950-м годам.