Эту девичью перевязку изготовили ориентировочно в конце XIX или начале XX века. Мастер украсил ее бисером, жемчужными плашками, хазом с двумя голубыми лентами, то есть полосой ткани, которая намеренно выставлялась напоказ. Такая перевязка являлась праздничным головным убором на твердой основе с широкими лентами-завязками. Ее высота обычно составляла от 7 до 19 сантиметров.
Верхнюю часть головного убора и концы завязок мастер выполнил из галуна — нашивки из тесьмы. Нижняя часть из фольги была разделена на пять квадратов, которые орнаментировали узорами из бисера или стеклянных бусин, перламутровых плашек. По нижнему краю перевязки прошла поднизь, то есть нить с бисером, спадающая на лоб в виде фестонов. Чаще всего мотивами шитья русским мастерам служили круглые и цветочные розетки, снежинки, ветки с цветами.
В женском костюме присутствовали самые разные головные уборы: сорока, повойник, кокошник, повязка, перевязка, сборник. Какие-то из них надевали в будни, другие носили только по большим праздникам. Каждый соответствовал определенному возрасту и статусу женщины или девушки.
Несмотря на то, что почти по всей стране эти шапочки назывались одинаково, внешне они очень сильно отличались друг от друга. Даже в соседних деревнях могли быть различия и в названиях, и в конструкциях. Так, например, девушки Летнего берега по праздникам носили повязку, а девичьим праздничным головным убором Онежского берега была перевязка.
Женщины в возрасте носили головные уборы, которые полностью закрывали голову, чтобы не было видно волос, собранных в прическу. Форма зачастую зависела от того, как была уложена прическа — «пучком» или «гнездышком». В первом случае головной убор получал вытянутое выступающее очелье, то есть элемент, который охватывал чело. Если волосы заплетали в две косы и укладывали их высоко на темени в виде корзинки-гнездышка, то форма головного убора была иной, например в виде круглой цилиндрической шапочки, повойника, как на Поморье и в Пинежье. Девушкам допускалось носить косу навыпуск.
Возрастные различия в женском костюме проявлялись не только в
конструктивных особенностях головного убора. Праздничная одежда девушек
отличалась более насыщенным и ярким колоритом, большое значение придавалось
«украсам», то есть декору, который в основном был орнаментальным.