В коллекции Тобольского губернского музея хранится праздничный узкий женский пояс с дарственной надписью «Екатерине Павловне» и датой «1895 11 декабря». На нем также указано имя мастерицы или дарительницы — «М. Лукерья Тим. Кул.».
Пояс выполнен в технике поясного ткачества, то есть с помощью бердечка. Это один из наиболее древних видов ручного ткачества. Бердечко, или бердышко — это дощечка, которая разделена на отдельные планки параллельными отверстиями в виде щелей. В середине планок были прожжены или просверлены небольшие дырочки. Все поверхности бердечка тщательно отшлифовывались, чтобы нитки не застревали и не рвались. От количества зубцов в бердечке зависела ширина вытканного пояса. Четные нитки основы продевались между планок, нечетные — в отверстия. Во время работы ткачиха один конец основы вешала на вбитый в стену крюк, чтобы иметь возможность натягивать нитки, другой крепила себе на пояс. Большинство найденных исследователями бердечек сделаны из яблони, но некоторые вырезаны из ели или березы.
Мастерица выткала пояс для Екатерины Павловны из разноцветных длинных гарусных, то есть шерстяных, ниток. Она добавила в будущий подарок богато украшенные кисти, которые символизировали корни родового дерева. Все эти отличительные особенности свойственны для свадебных поясов. Возможно, экспонируемый пояс был выткан в подарок невесте на свадьбу. Свадебные пояса могли быть и широкими, до 12–15 сантиметров. Их часто дарили жениху и его родственникам.
На Руси пояс служил родительским благословением и передавался по наследству из поколения в поколение. Основной функцией пояса была обрядовая — пояс защищал человека, был оберегом и сопровождал его от рождения до смерти. Пояса с посвящениями, со словами молитвы получили распространение в XIX — начале XX века. С эстетической стороны — гармония орнамента и цветового сочетания пояса с остальной одеждой создавала единый комплекс русского народного костюма. С практической — на поясе было удобно носить сумочки, кошели, ключи, орудия труда.
В старину пояса умела ткать каждая женщина. Перед свадьбой невеста одаривала рукоделием всю родню — свою и со стороны жениха. Поэтому девушка начинала готовить себе приданое уже с 11–12 лет. А училась она ткать еще раньше, уже в 6–7 лет. Чтобы выткать пояс в 150 ниток шириной, надо было научиться считать до 150. Кроме того, нужно было научиться выполнять арифметические действия. Для того чтобы узор получился правильным, требовалось усвоить законы симметрии. Поэтому часто девочки получали знания не за школьной партой, а за ткацким станком.
Пояс выполнен в технике поясного ткачества, то есть с помощью бердечка. Это один из наиболее древних видов ручного ткачества. Бердечко, или бердышко — это дощечка, которая разделена на отдельные планки параллельными отверстиями в виде щелей. В середине планок были прожжены или просверлены небольшие дырочки. Все поверхности бердечка тщательно отшлифовывались, чтобы нитки не застревали и не рвались. От количества зубцов в бердечке зависела ширина вытканного пояса. Четные нитки основы продевались между планок, нечетные — в отверстия. Во время работы ткачиха один конец основы вешала на вбитый в стену крюк, чтобы иметь возможность натягивать нитки, другой крепила себе на пояс. Большинство найденных исследователями бердечек сделаны из яблони, но некоторые вырезаны из ели или березы.
Мастерица выткала пояс для Екатерины Павловны из разноцветных длинных гарусных, то есть шерстяных, ниток. Она добавила в будущий подарок богато украшенные кисти, которые символизировали корни родового дерева. Все эти отличительные особенности свойственны для свадебных поясов. Возможно, экспонируемый пояс был выткан в подарок невесте на свадьбу. Свадебные пояса могли быть и широкими, до 12–15 сантиметров. Их часто дарили жениху и его родственникам.
На Руси пояс служил родительским благословением и передавался по наследству из поколения в поколение. Основной функцией пояса была обрядовая — пояс защищал человека, был оберегом и сопровождал его от рождения до смерти. Пояса с посвящениями, со словами молитвы получили распространение в XIX — начале XX века. С эстетической стороны — гармония орнамента и цветового сочетания пояса с остальной одеждой создавала единый комплекс русского народного костюма. С практической — на поясе было удобно носить сумочки, кошели, ключи, орудия труда.
В старину пояса умела ткать каждая женщина. Перед свадьбой невеста одаривала рукоделием всю родню — свою и со стороны жениха. Поэтому девушка начинала готовить себе приданое уже с 11–12 лет. А училась она ткать еще раньше, уже в 6–7 лет. Чтобы выткать пояс в 150 ниток шириной, надо было научиться считать до 150. Кроме того, нужно было научиться выполнять арифметические действия. Для того чтобы узор получился правильным, требовалось усвоить законы симметрии. Поэтому часто девочки получали знания не за школьной партой, а за ткацким станком.