Удэгейцы верили в бесчисленное множество духов, живущих в окружающем мире. Их было принято называть севенами, а их вместилища, скульптурные изображения, — севохами. Поскольку удэгейцы считали, что никто не уходит из жизни бесследно, то почтительно относились к духам предков. Особо они чтили первопредков своего народа — тигра и медведя. Исключительно важную роль в общении с духами играл шаман. Он не только помогал успешному промыслу, исцелял от болезней, защищал от воздействия злых духов, но и провожал души умерших в подземный мир, оберегал души младенцев, тем самым охраняя род.
В экспозиции Музея истории Дальнего Востока имени Владимира Клавдиевича Арсеньева представлен посох — обязательный элемент в комплексе шаманской атрибутики. Вместе с бубном, колотушкой, плащом и головным убором посох помогал перевоплощению шамана. С его помощью осуществлялась связь со Вселенной и переход в иные миры. Посохи были нескольких видов. Одни заменяли бубен и несли космическую символику. Другие служили оружием в борьбе со злыми духами или своеобразным средством передвижения шамана по сферам различных миров. Изготавливали посох из дерева или железа, непременно под наблюдением опытного шамана. Все шаманские посохи схожи в одном: люди пытались отразить свои представления о Вселенной. По сути, посох шамана представлял собой копию мирового дерева, он давал шаману возможность соединить сакральный и обыденный миры.
Удэгейцы проявили себя как
великолепные резчики по дереву. Ассортимент художественных изделий был
достаточно велик. Посох шамана из коллекции музея выполнен из дерева,
покрашен черной краской. Черную краску получали из смеси древесного угля,
сажи, черного нароста на ильме или из ягод черемухи. В основании посоха вырезан узор в виде лягушки. Древко посоха оплетено змеей. Символический образ змеи,
по представлениям удэгейцев, это создатель реки
и моря, хранитель воды и тепла. Добрый змей также был помощником
шамана. Навершие посоха выполнено в виде головы медведя — тотемного
животного.