Портсигар из кожзаменителя коричневого цвета принадлежал писателю и журналисту Аркадию Петровичу Гайдару. Состоит он из двух частей. Портсигар — плоский футляр, который используется для хранения и ношения сигар, сигарет или папирос.
По воспоминаниям полковника Александра Дмитриевича Орлова, его первая встреча с Аркадием Гайдаром произошла в конце августа 1941 года при обороне Киева.
Линия обороны проходила уже по западным окраинам города. Истребительная авиадивизия, в которой служил Орлов, обороняла Киев от налетов авиации противника и поддерживала наземные силы. В то утро Александр Дмитриевич был вызван в штаб фронта в городе Бровары. В политотделе его познакомили с корреспондентом «Комсомольской правды» Аркадием Петровичем Гайдаром. Они вместе отправились на аэродром, где располагался полк Александра Дмитриевича.
Позже Александр Орлов неоднократно встречал Аркадия Гайдара на передовой. Спустя несколько недель после окружения Киева Орлов вместе с группой военных выходил из окружения недалеко от железнодорожной станции Березань. Они с Гайдаром снова встретились: он пришел в их отряд вместе с несколькими краснофлотцами из Днепровской флотилии. За те несколько недель, что Орлов и Гайдар провели в одном партизанском отряде, между ними сложились дружеские отношения.
18 октября 1941 года, когда Александр Дмитриевич вместе с группой командиров собрался идти к линии фронта, Гайдар решил остаться, но захотел проводить боевых товарищей. Шел с ними около пяти километров. Аркадий Петрович остановился, напоследок обнял Орлова и дал ему портсигар. В нем лежал прозрачный пластиковый мундштук, который считался большой редкостью. Он очень нравился Александру Дмитриевичу, поэтому Аркадий Петрович подарил ему портсигар на прощание.
Впоследствии полковник Орлов подарил Борису Николаевичу Камову памятные
вещи Аркадия Гайдара в благодарность за работу над книгой
«Партизанской тропой Гайдара». Борис Николаевич собрал обширный материал,
включая воспоминания партизан и людей, которые помогали партизанскому
отряду Гайдара. Автор смог восстановить обстоятельства последних месяцев жизни
и смерти писателя.