На этюде Кима Бритова изображен пейзаж старинного поселка Мстёра, одного из крупнейших в России центров традиционных художественных промыслов: лаковой миниатюры, вышивки и ювелирных изделий.
История поселка связана с именами представителей Владимирской школы живописи. Здесь появились на свет и провели свои юные годы Владимир Яковлевич Юкин и Николай Николаевич Модоров, связанные родственными корнями друг с другом, а также с некоторыми известными местными иконописцами, реставраторами и живописцами.
В разное время обучались профессиональной грамоте в Мстёрской художественной профтехшколе Ким Николаевич Бритов, Николай Николаевич Модоров, Валерий Сергеевич Егоров. На этой земле в конце 1940-х гг. сплотились во взглядах на искусство два основателя Владимирской школы живописи: Юкин и Бритов.
Каждый из художников Владимирской школы живописи писал во Мстёре на пленэре, восхищаясь цветами осени и весны, разливами рек и старинной архитектурой.
Ким Бритов в разные периоды своей творческой жизни ездил сюда на пленэр и отмечал, что этот старинный небольшой поселок сыграл важную роль для его становления как крупного мастера.
Почётный член Российской академии художеств, искусствовед Владимир Александрович Десятников писал, что воспоминания Кима Бритова о молодости были тесно связаны с Мстёрой:
Безвозвратно прошли времена, когда сам Бритов возил на мельницу зерно на лошадях, дышал сладкой мучной пылью, шедшей от жерновов, вдыхал на морозе терпкий запах конского пота.
Видимо, не случайно, в этюде «На реке Мстёрке» автор уделяет внимание изображению лошади, везущей стог сена на фоне самого узнаваемого вида с церковью Свято-Богоявленского монастыря, памятника архитектуры XVII века. Этот мотив идет из глубины его юношеских воспоминаний и кажется ему уже в 1980-е гг. уходящим из обыденной жизни, а потому еще более ценным и важным.
Изображение Мстёры пропитано восхищением и любовью художника, главным средством передачи этих чувств является цвет. Бритов выделяет церковь насыщенными оттенками желтого и охры, которые контрастируют с глубоким синим цветом воды и голубым цветом неба. Открытые, несмешанные, краски дают возможность передать восхищение автора прозрачностью воздуха, свежестью снега и легкого мороза переходного, весеннего, сезона.
На реке Мстёрке
