Репин Илья Ефимович (1844—1930) родился в городке Чугуев Харьковской губерниию Учился профессиональному мастерству в рисовальной школе Общества поощрения художеств у Ивана Крамского, и всегда искренне называл Крамского своим главным учителем; затем обучался в Императорской Академии художеств у Петра Басина, Фёдора Бруни, Тимофея Неффа. Репин один из участников легендарного «золотого выпуска» в истории петербургской Академии. Зарубежная стажировка — «пенсионерство» в Италии и Франции существенно обогатила техническое мастерство молодого художника и последующие многократны посещения Европы давали мастеру новую творческую пищу. Вступив в Товарищество передвижников в 1878, Репин не одно десятилетие будет его участником, идеологом, лидером. Известен Репин и своими выдающимися и новаторскими педагогическими достижениями, мастерские профессора Репина в стенах Академии художеств всегда были неизменно популярными и наиболее полными по числу желающих обучаться у него студентов. Интересно и разнообразно эпистолярное наследие художника: «Воспоминания о современниках», автобиографическая книга «Далёкое близкое».
Тематический и жанровый спектр интересов Ильи Ефимовича Репина чрезвычайно широк. Идейно его творчество совпадает с периодом расцвета демократического реализма в русской культуре. Однако ограничивать столь масштабного мастера какими-либо стилевыми рамками крайне бессмысленно. Порой самые неожиданные ситуации, реальные и вымышленные истории и сюжеты Репин превращал в значительное программное произведение. К примеру, его знаменитые: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы…», «Иван Грозный…», «Садко…» и «Не ждали». Большое место в его живописном наследии занимает портрет.
Изображенный на небольшой этюдном портрете Павел Викторович Деларов (1861—1913), был известен как коллекционер, эрудит и знаток искусства. Служил юристом Министерства путей сообщения. Ему довелось собрать ценнейшую коллекцию картин именитых европейских художников (более двух тысяч полотен) и библиотеку из книг, посвященных живописи. Деларов пользовался репутацией уникального эксперта, который умел безошибочно отличать подлинник от копии.
Деларов явился позировать для портрета в мастерскую к Репину в дорогом, но все же повседневном деловом костюме. Репин многократно писал портреты «людей в черном», справился бы он с такой задачей и в этот раз. Но несколькими годами ранее, он уже создал портрет Деларова «в черном» и не хотел повторяться. Усадив своего гостя в уютное кресло, Репин накинул ему на плечи яркую цветастую шаль. В тот же миг произошло неожиданное преображение: из строгого офисного господина Деларов вдруг превратился в вальяжного барина или быть может в восточного хана. Несложно заметить, что получившийся образ захватил и немало взволновал позирующего. Умение портретиста вовлечь портретируемую модель в процесс работы над портретом очень ценно и способствует более качественному результату.