Портрет
писателя Ивана Александровича Гончарова поступил в Пушкинский Дом
в 1929 году от Бориса Резвецова, сына воспитанницы Гончарова
Александры Трейгут. Современник так описал облик Гончарова времен создания
картины:
Портрет И.А. Гончарова
Передо мной предстал обыкновенный мужчина среднего роста, полный, бледный, с белыми руками, как фарфор; коротко стриженные волосы, голубовато-серые глаза, <…> улыбка <…> насмешливая. Одет он был безукоризненно: визитка, серые брюки с лампасами…
На 1840-е годы пришлось начало расцвета творчества Ивана Александровича Гончарова, а в 1852 году писатель отправился в качестве секретаря и хроникера в путешествие на фрегате «Паллада». Он писал доклады о ходе экспедиции, отчеты о результатах и, конечно, путевые очерки, которые были опубликованы в 1858 году.
Как роза без шипов, [эта книга] принесла мне самому много приятного или, лучше сказать, одно приятное, не причинив ни одного огорчения.
Литературными предшественниками «Фрегата „Паллада“» исследователи считают «Письма русского путешественника» Николая Карамзина и «Путешествие в Арзрум» Александра Пушкина. Литературоведы говорят и об определенном влиянии, которое оказали на гончаровские очерки Александр Радищев, Лоренс Стерн, Александр Дюма. Впечатления, полученные Гончаровым во время похода, впоследствии нашли отражение в его самом известном романе «Обломов».
Портрет И.А. Гончарова
