В коллекции Котласского краеведческого музея хранится берестяной портфель начала ХХ века. Он был найден в нежилом доме в деревне Ворошилово Ленского района Архангельской области.
Береста занимала в жизни русского человека огромное место. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни — от рождения до последних дней. Из бересты делали погремушки-шаркунки, люльки, лапти, шляпы. Из неё плели различную утварь — корзины, туеса, дорожные солонки, футляры, поплавки для рыбной ловли, лодки-берестянки, коробочки для женских украшений. Часто всё это украшалось резьбой, росписью или тиснением. Пластами бересты прокладывали потолочные матрицы и нижние венцы сруба, чтобы уберечь избу от сырости и гниения.
Занимались берестяным ремеслом по большей части зимой и весной, в свободное от сельскохозяйственных забот время. Самым распространенным предметом берестяного промысла в Архангельской области были туеса. Это заимствование из языка коми: «той» означает «береста».
Для изготовления берестяных изделий мастера используют традиционные инструменты: сочалку, нож-косяк, ножницы, щемильцы, кочедык. Сочалка — это корень или ветка дерева, заточенная под двумя углами. Используется она для безопасного снятия лыка с дерева. Ремесленные ножи-косяки представляют собой стальное полотно с разным углом скоса и иногда двусторонней заточкой. Резать бересту таким ножом можно как носком резца, так и его пяткой. В настоящее время мастера используют обычные ножницы, а раньше брали для работы специальные кованые. Щемильцы — это простые зажимы для бересты, а кочедык — плоское шило с крючкообразным изгибом, для плетения. В Архангельской области многие современные мастера работают, соблюдая традиции ремесла.
Другой способ изготовления предметов из бересты — это собственно плетение. В зависимости от изделия мастер готовил берестяные ленты шириной от пяти миллиметров до семи сантиметров и прямым или косым плетением выплетал различные предметы. Размер плетёных изделий был самым разным — от солонок размером с куриное яйцо до больших сундуков. Корзинки, лукошки, пестери — большие заплечные сумки выплетали в больших количествах. Подобным образом сделан и берестяной портфель из коллекции музея.
Береста занимала в жизни русского человека огромное место. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни — от рождения до последних дней. Из бересты делали погремушки-шаркунки, люльки, лапти, шляпы. Из неё плели различную утварь — корзины, туеса, дорожные солонки, футляры, поплавки для рыбной ловли, лодки-берестянки, коробочки для женских украшений. Часто всё это украшалось резьбой, росписью или тиснением. Пластами бересты прокладывали потолочные матрицы и нижние венцы сруба, чтобы уберечь избу от сырости и гниения.
Занимались берестяным ремеслом по большей части зимой и весной, в свободное от сельскохозяйственных забот время. Самым распространенным предметом берестяного промысла в Архангельской области были туеса. Это заимствование из языка коми: «той» означает «береста».
Для изготовления берестяных изделий мастера используют традиционные инструменты: сочалку, нож-косяк, ножницы, щемильцы, кочедык. Сочалка — это корень или ветка дерева, заточенная под двумя углами. Используется она для безопасного снятия лыка с дерева. Ремесленные ножи-косяки представляют собой стальное полотно с разным углом скоса и иногда двусторонней заточкой. Резать бересту таким ножом можно как носком резца, так и его пяткой. В настоящее время мастера используют обычные ножницы, а раньше брали для работы специальные кованые. Щемильцы — это простые зажимы для бересты, а кочедык — плоское шило с крючкообразным изгибом, для плетения. В Архангельской области многие современные мастера работают, соблюдая традиции ремесла.
Другой способ изготовления предметов из бересты — это собственно плетение. В зависимости от изделия мастер готовил берестяные ленты шириной от пяти миллиметров до семи сантиметров и прямым или косым плетением выплетал различные предметы. Размер плетёных изделий был самым разным — от солонок размером с куриное яйцо до больших сундуков. Корзинки, лукошки, пестери — большие заплечные сумки выплетали в больших количествах. Подобным образом сделан и берестяной портфель из коллекции музея.