Северо-западная группа мордвы-мокши проживает на территории бывшего Краснослободского уезда Пензенской губернии и Темниковского уезда, где протекает река Мокша. Ее бассейн и стал коренным местом расселения мокшанских племен. Они занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Селения располагались в основном по берегам реки и ее притоков.
В XII веке на территории расселения мордвы-мокши появились русские из Рязанского княжества. Русское население селилось на безлесных участках, в то время как мордва, напротив, предпочитала жить в лесах. Расселение русских на этих территориях прервало монголо-татарское нашествие. Его результатом стало опустошение мордовских земель.
После падения Казанского ханства в 1552 году русские вновь стали переезжать на эти территории. В XVI веке части мордовского населения пришлось отправиться на восток, в пределы Темниковского уезда. В связи с этим в регионе исторически сложилось соседство мордовско-мокшанских поселений с русскими и татарскими.
Это оказало существенное влияние на национальный костюм мордвы-мокши. Его отличало обилие украшений, для создания которых использовали монеты и всевозможные жетоны — горошкат, что было характерно для тюркских народов. Кроме того, частью местного женского костюма были штаны и жилетки, которые входили в национальное татарское платье.
В экспозиции представлен женский подвенечный костюм. Его главным элементом был праздничный «ожа ки панар» — многослойная верхняя одежда, которая включала в себя до 7 надетых одна на другую рубах с нарядной каймой. Полотнище холста, согнутое пополам, составляло перед и спину рубахи. Бока получались из двух более коротких холстин, которые сгибали по продольной нитке и пришивали к центральному полотнищу ниже рукавов. Такой покрой называли мокшанским. Рукава у этой рубахи были длиннее, чем у эрзянской, и достигали кистей рук. Их пришивали к центральному полотнищу и расширяли треугольными клиньями. Треугольный грудной вырез делали довольно глубоким. Спереди по центру подола располагался разрез. Рубаху подвязывали поясом, подтягивали до колен, сзади на пояснице закладывали в мелкие ровные складки шириной в два сантиметра, а спереди делали большой напуск — пазуху.
Вышивку таких рубах, расположенную по краю подола и рукавам, выполняли шерстяными нитками домашнего изготовления и крашения. Косыми стежками создавали крупные основные элементы композиции на плечах, у ворота и вокруг нижнего разреза. Они были выпуклыми и рельефными. Основным цветом был красно-кирпичный с вкраплением желтого и зеленого.
В XII веке на территории расселения мордвы-мокши появились русские из Рязанского княжества. Русское население селилось на безлесных участках, в то время как мордва, напротив, предпочитала жить в лесах. Расселение русских на этих территориях прервало монголо-татарское нашествие. Его результатом стало опустошение мордовских земель.
После падения Казанского ханства в 1552 году русские вновь стали переезжать на эти территории. В XVI веке части мордовского населения пришлось отправиться на восток, в пределы Темниковского уезда. В связи с этим в регионе исторически сложилось соседство мордовско-мокшанских поселений с русскими и татарскими.
Это оказало существенное влияние на национальный костюм мордвы-мокши. Его отличало обилие украшений, для создания которых использовали монеты и всевозможные жетоны — горошкат, что было характерно для тюркских народов. Кроме того, частью местного женского костюма были штаны и жилетки, которые входили в национальное татарское платье.
В экспозиции представлен женский подвенечный костюм. Его главным элементом был праздничный «ожа ки панар» — многослойная верхняя одежда, которая включала в себя до 7 надетых одна на другую рубах с нарядной каймой. Полотнище холста, согнутое пополам, составляло перед и спину рубахи. Бока получались из двух более коротких холстин, которые сгибали по продольной нитке и пришивали к центральному полотнищу ниже рукавов. Такой покрой называли мокшанским. Рукава у этой рубахи были длиннее, чем у эрзянской, и достигали кистей рук. Их пришивали к центральному полотнищу и расширяли треугольными клиньями. Треугольный грудной вырез делали довольно глубоким. Спереди по центру подола располагался разрез. Рубаху подвязывали поясом, подтягивали до колен, сзади на пояснице закладывали в мелкие ровные складки шириной в два сантиметра, а спереди делали большой напуск — пазуху.
Вышивку таких рубах, расположенную по краю подола и рукавам, выполняли шерстяными нитками домашнего изготовления и крашения. Косыми стежками создавали крупные основные элементы композиции на плечах, у ворота и вокруг нижнего разреза. Они были выпуклыми и рельефными. Основным цветом был красно-кирпичный с вкраплением желтого и зеленого.