Мастер народных художественным промыслов Свердловской области Сергей Васильевич Веселков живет и работает в Нижнем Тагиле. Роспись по металлу — дело всей его жизни. Как и многие художники, работающие в уникальном народном художественном промысле — лаковой росписи по металлу, учился в профессионально — техническом училище № 49, а затем — на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института. Основные мотивы росписи Сергея Васильевича — цветочный и плодово-ягодный трафаретный орнамент. Он участник выставок и конкурсов всероссийского и международного уровней, его работы находятся во многих музеях России и Казахстана, а также в частных коллекциях.
Поднос «Ретро»
Лакирный промысел, родившийся в демидовской вольнице в XVIII веке, в последней трети XX-го получил новое развитие. Сергей Васильевич работал в творческой группе — цехе художественных подносов завода «Эмальпосуда». Разрабатывая мотивы орнаментальной и трафаретной росписи, перенимая ее законы из-под кисти выдающейся художницы Агриппины Васильевны Афанасьевой, возрождал и развивал удивительный мир уральской росписи по металлу. На основе изучения старинных образцов трафаретного искусства им созданы многочисленные вариации собственных «золотных узоров».
Золотой трафаретный орнамент придает подносу праздничный характер и является его неотъемлемой частью. Его подносы, заполненные только орнаментом, привлекают не только мастерством автора, но и удивительными деталями декора: цветами и ягодами, а порой и строгой геральдикой. Орнамент в творчества С.В. Веселкова становится самостоятельным жанром.
Поднос фигурный «Ретро» создан Сергеем Васильевичем в 2005 году. Форма металлической основы — «Лужок» (мастера ее прозвали «Барокко»). На темно-вишневом фоне выполнено копчение горящей свечой, что напоминает рисунок поделочного камня яшмы. В центре зеркала подноса помещён орнаментальный букет цветов в декоративном вазоне.
Сергей Васильевич мастерски сочетает различные приемы и техники: ручную роспись, трафарет, копчение, применяет в узоре кусочки золотой фольги, что дает деталям дополнительный объем, внутреннее свечение и световую игру. Вокруг, по краю зеркала подноса — стилизованный трафаретный орнамент, напоминающих украсы народной вышивки, резные подзоры изб, набойку на тканях… Работа мастера поражает точным ритмом, выразительным движением линий и высоким исполнительским мастерством.
Поднос «Ретро»
