Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с вечевым новгородском колоколом, который разбился в тех местах в конце XV века. По легенде из его осколков появились ямщицкие колокольчики Валдая.
В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз. Колокол сорвался с воза, скатился в овраг и разбился вдребезги. Местные жители подобрали осколки и стали отливать из них уменьшенные копии вечевого колокола.
Валдайские кузнецы преуспели в изготовлении дужных колокольчиков. Они отливали предметы со сложными узорами и изобразительными элементами. На колокольчиках они ставили свои опознавательные надписи, которые включали имя мастера, место производства и год. Таким образом ремесленник выделял свой товар среди других изделий, при этом демонстрировал высокий класс работы.
Не уступали валдайским мастерам изготовители колокольчиков из села Пурех Нижегородской губернии. Село Пурех издавна славилось различными промыслами (щепным, рамным, кирпичекладным) и торговлей. А во второй половине ХIХ века Пурех превратился в центр меднолитейного производства.
Близость Волги с пристанью Василёво и знаменитой Нижегородской ярмарки обеспечивала удобную доставку сырья и сбыт продукции. Кроме того, благодаря широкому распространению в Нижегородской губернии извоза и ямщичества медные изделия неизменно пользовались спросом.
Десятки лет на российских дорогах раздавался звон колокольчиков и бубенцов, подвешенных под дугой знаменитой тройки. Ямской и поддужноколокольный промыслы исчезли. Но сотни звонких изделий старых мастеров еще встречаются в разных уголках нашей страны, радуя совершенством формы и мелодичностью.