Наталия Кирилловна Нарышкина (1651—1694), дочь боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина (1623–1691), воспитанница (до 1671) боярина Артамона Сергеевича Матвеева (1625—1682). С 1671 — царица, вторая жена царя Алексея Михайловича «Тишайшего» (1629—1676), мать императора Петра I «Великого» (1672—1725) и царевен Натальи Алексеевны (1673—1716) и Феодоры Алексеевны (1674—1677).
Красивое, мягкое лицо царицы на портрете написано с большим мастерством, в его чертах угадывается портретное сходство и одновременно он несет в себе явные приметы парсуны.
Парсуна (от лат. «персона»), это термин которым, в истории русского искусства принято называть переходный период от традиционной для средневековой русской культуры иконописи к жанру светского портрета.
Существует упоминание, что данное изображение Наталии Кирилловны является портретом «во успении» и написано художником Оружейной палаты Московского Кремля Михаилом Ивановичем Чоглоковым (упоминается в 1678—1723) сразу после смерти царицы, последовавшей 25 января 1694, и закончен к девятому дню. Историк И.Е. Забелин обнаружил в архивах челобитную художника в которой сказано: «…писал я образ во успении государыни благоверной царицы и великой княгини Натальи Кирилловны на полотне персону живописным письмом…». Другой фрагмент челобитной, опубликованный исследователем раннего русского портрета Е.С. Овчинниковой, также гласит, что «Чоглоков работал над портретом Натальи Кирилловны у себя дома 9 дней, с 25 января по 6 февраля 1694 года».