На съемках кинофильма «Илья Муромец»
Время создания
1955
Место создания
Ялта
Размер
8x15 см
Техника
цветная фотопечать
Выставка
14
Открыть в приложении#5
Фотоснимок момента съемок кинофильма «Илья Муромец»
#20
#6
Вышедший в 1956 году фильм «Илья Муромец» запечатлен в истории отечественного кино, как первый цветной широкоэкранный стереофонический полнометражный игровой фильм. В основу сюжета положен русский былинный эпос (XII–XIII веков), повествующий о сказочных подвигах Ильи Муромца и его друзей Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Собрав все лучшее из многочисленных вариаций былин, режиссер Александр Птушко развернул масштабное, насыщенное событиями приключенческое полотно с обилием декораций, исторических костюмов, чудес и батальных сцен.
В съемках массовых сцен «Ильи Муромца» наряду с профессиональными актерами якобы участвовали 106 тысяч военных и 11 тысяч лошадей. Эти факты были официально зарегистрированы и вошли в «Новую Книгу рекордов Гиннесса по кино» (1993) Патрика Робертсона. Но существует и «менее официальная», но подтверждаемая специалистами точка зрения: армию статистов (покорившую зрителей) Птушко создал путем мастерской уловки операторов комбинированных съемок. Кинокамеры оснастили особыми зеркальными насадками, установленными перед объективами. Благодаря этому
изображения многократно множились, и это позволяло из небольших групп создавать многотысячные толпы, которые двигались в кадре совершенно синхронно.
Съемки фильма-сказки «Илья Муромец» проходили в 1955 году в Крыму. Декорации Древнего Киева с городскими постройками и крепостной стеной были возведены под Ялтой, на Чайной горке, а на берегах недавно построенного нового симферопольского водохранилища снимали днепровские эпизоды. Есть и другая версия, что часть съемок проходила на берегах Камского водохранилища близ деревень Лунежки и Константиновка, где была выстроена «малая родина» Ильи Муромца — деревня Карачарово.
#15
Так выглядел Илья Муромец на его пути из Карачарово в Киев. Кадры из кинофильма «Илья Муромец» (Мосфильм, 1956)
#17
Артист Борис Андреев убедительно рисует образ Ильи Муромца. С пленяющей задушевностью артист передает типические национальные черты характера былинного героя. Храбрость и ум, честность и искренность, величавость и миролюбие, отзывчивость и природная русская сметка — все это сочетается у Ильи Муромца с редкой душевной чистотой.
Режиссер Михаил Долгополов («Известия», декабрь 1956)
#16
Над картиной работала целая плеяда замечательных художников кино: Евгений Куманьков, Евгений Свидетелев, Сарра Мокиль и Ольга Кручинина.
Создавая художественный образ картины, они в первую очередь исходили из богатого наследия русской культуры XII–XIII веков. Это и памятники Владимирско-Суздальской и Киевской архитектуры, русская иконопись, русская и греческая миниатюра.
Создавая художественный образ картины, они в первую очередь исходили из богатого наследия русской культуры XII–XIII веков. Это и памятники Владимирско-Суздальской и Киевской архитектуры, русская иконопись, русская и греческая миниатюра.
#4
«Работа художников в фильме „Илья Муромец“ — пример мастерства и изобретательности, заслуживающий пристального внимания, — писал легендарный художник-постановщик Г.А. Мясников, — Прежде всего стоит отметить, что художники проделали перед съемками гигантскую подготовительную работу, продолжавшуюся без малого два года. В этот период был изучен огромный историко-документальный материал в музеях, библиотеках и в местах расположения памятников старинной русской архитектуры». «Все, относящееся к стольному Киеву, Карачарову, и в эскизах, и в фильме воплощено в монументальных архитектурных формах, в жизнеутверждающем колорите, оптимистически окрашивающем светлое начало былины», — писал Мясников. — «Все, относящееся к царству Калина, решено в тяжелых, неуклюжих формах, в оранжево-коричневых, мрачных тонах. В таком же духе выдержаны и костюмы. Богатырские доспехи, торжественные одежды Владимира, бояр, Василисы — их строгость, ясность покроя, мажорность цветосочетаний противопоставлены экзотической декоративности тугар».
Ольга Кручинина. Эскиз костюма богатыря к кинофильму «Илья Муромец». 1954 (из фондов РГБИ)
#13
На костюме в фильме лежит печать тонкого вкуса и высокого мастерства замечательной художницы Ольги Кручининой.
Народный художник РСФСР Геннадий Мясников о фильме «Илья Муромец»
#18
Источником вдохновения художника по костюмам часто служили книги из фондов Государственной театральной библиотеки (ныне — РГБИ), читателем которой Ольга Семеновна Кручинина была с 1937 года. В образах богатырей — персонажей фильма «Илья Муромец» среди прочего просматриваются мотивы картин Виктора Васнецова и Павла Корина.
#19
Финал сцены битвы с армией Калина реконструирует картину Виктора Васнецова «Богатыри»: Добрыня Никитич — Георгий Демин, Илья Муромец — Борис Андреев, Алеша Попович — Сергей Столяров. Кадр из кинофильма «Илья Муромец» (Мосфильм, 1956)
#7
Художник по костюмам кинофильма «Илья Муромец» Ольга Кручинина и исполнитель заглавной роли в фильме актер Борис Андреев. Ялта, 1955 (из фондов РГБИ)
#9
Долгие годы Ольга Кручинина работала с Александром Птушко, разработав костюмы к семи фильмам-сказкам замечательного режиссера. В 1977 году она создала во ВГИКе Мастерскую художника-постановщика по костюмам и воспитала не одно поколение художников отечественного кино
#21
Российская государственная библиотека искусств
читать дальшескрыть
На съемках кинофильма «Илья Муромец»
Время создания
1955
Место создания
Ялта
Размер
8x15 см
Техника
цветная фотопечать
Выставка
14

Открыть в приложении
Поделиться