В экспозиции Искитимского историко-художественного музея представлен «Натурный портрет В.М. Шукшина» кисти Ивана Петровича Попова.
Точную дату создания картины установить не удалось — предположительно, это конец 1960-х годов. Но сохранилось трогательное свидетельство самого художника об этом моменте.
«Помню, как в тот холодный май я, возвращаясь с этюдов, зашел
к тебе. Ты сидел на своем зеленом диванчике, мне показалось
странным, как ты был одет. Костюм, под лацканом виднелась медаль премии
братьев Васильевых. Табачного цвета водолазка. — Ну что, —
спросил, — замерз? Вот так май! Давай рисуй, — откинул левую
руку на диван, держа в правой сигарету. — Как, вот так сразу?
— А что медлить… Ты же все время отказывался, отнекивался,
говорил: потом когда-нибудь… Вот тут
ты меня совсем удивил: „Ну я же не знал, как
ты ко мне относишься“. — Как я к тебе отношусь?.. —
Ну, вообще… — Ах, ты милый мой, ну какие же отношения
ты хотел, чтобы я тебя нарисовал, да не раз
и не два, — это я говорю сейчас, когда тебя уже давно нет,
а я вот вспоминаю. Ну почему я был не настойчив,
да и как быть, если человек не хочет, не располагает душа?
А тогда… Помню мой озноб, когда я начал раскладывать этюдник,
пришпиливать ватман на складной планшет. Мне важнее всего было „взять“
голову с плечами. Я волновался, и это естественно. Чем выше
у человека интеллект, тем сложнее его писать, а тут еще акварель
попалась под руку. Сначала карандаш, потом фломастер, потом уже акварель.
А ты смотрел в три четверти, но видел, чувствовал, как
я волнуюсь… В глазах твоих, как будто, были слезы, они легко
появлялись, но не обильные, нет. Это придавало какой-то драматизм.
И это на ватмане, говорят, осталось, выражение тревоги. О чем
ты тогда думал и как тебе удавалось так делать выражение, что
у меня по спине шагали муравьи… — Давай отдохнем. Василий
подошел к тумбочке, выдвинул верхний ящичек и достал оттуда зажатый
в кулаке… разжал и на ладони я увидел орден Трудового
Красного Знамени. — Вот чем меня пожаловали, — сказал
и медленно положил обратно в ящичек.
Впоследствии я не видел, чтобы он его когда-нибудь носил…
Василий подошел к портрету и после долгой паузы сказал: — Если будешь
меня делать еще, то я, учти, вот от кого… — и показал
на стену, где висела фотография его деда, Попова Сергея Федоровича», —
вспоминает в автобиографической книге «Дневник художника» Иван Петрович Попов.