Картина Ивана Петровича Попова «На крылечке» из собрания Искитимского историко-художественного музея относится к большому циклу акварельных работ, посвященных троюродному брату Ивана Петровича — Василию Макаровичу Шукшину.
Знаменитый писатель, кинорежиссер и актер изображен сидящим на крылечке деревенского сруба на фоне домов односельчан. Натурный портрет брата художник писал дважды — акварелью («Натурный портрет Шукшина») и маслом.
«А тут еще радость, Василий согласился позировать для большого портрета маслом. От его дома до моей автобазы-мастерской — совсем недалеко, он с удовольствием ходил туда ко мне. Он опять сам принимал позу — вставал у стенки, правая рука за спиной, в левой руке неизменная сигарета. Поза, как он сам сказал, — писательская… В домике, где мы жили, дверь выходила прямо в поле, где — то там, то здесь торчали столбы для выращивания хмеля. Вот на этом крылечке часто в перерывах между позированием отдыхал Василий. Сидел. Молча смотрел вдаль. Думал…» — вспоминал в автобиографической книге «Дневник художника» Иван Петрович Попов. Возможно, как раз этот момент, но уже не с натуры, а по воспоминаниям, и изображен в акварельной работе «На крылечке».
Талант художника-самородка Ивана Попова в годы учебы в Киевском
художественном институте получил великолепную огранку таких мастеров, как
Татьяна Ниловна Яблонская и Алексей Алексеевич Шовкуненко. В художественной
мастерской тех лет царила атмосфера любви и гармонии, педагоги были
превосходными живописцами, одинаково мастерски владели разными техниками, а
главное — сумели передать свои секреты ученикам. Иван Петрович, в свою очередь,
был одним из самых талантливых студентов. В своих воспоминаниях Иван Петрович
Попов отмечает: