В экспозиции Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева представлена маска шамана (хамбаба), обнаруженная в ходе экспедиции Юрия Михайловича Дегтярёва в селе Олон Пожарского района Приморского края в 1950-х годах.
Деревянные маски-личины бытовали у удэгейцев в начале ХХ века. Известно, что их применяли во время обрядов. В понятии удэгейцев, в маске-образе воплощен «помощник» на промысле, олицетворяющий предка. Маски надевались при исполнении различных шаманских мистерий. Существовали маски, которых боялись, — шаманские или «маски воскресших предков» (хамбаба). Эти маски с образами птиц, пауков, ящериц, лягушек и змей служили шаману символическим оружием защиты от злых духов. Но чаще всего их надевали участники обрядов, совершавшихся с целью обеспечить возрождение животных и самого человека. Магическая сила маскировки рождала надежду. Также маски нередко использовались в качестве оберегов. Обычно мастера вырезали личины из живого дерева липы или тополя, реже из бересты. Некоторые маски тщательно моделировались и носили четкий реалистический характер.
Форма деревянных масок удэгейцев была различной: встречались овальные и яйцевидные. На маске выделяется прямой с орлиным профилем нос. Надбровные дуги расположены горизонтально, глазницы большие, почти круглой формы. Большой рот напоминает восьмерку. Брови, рот и борода отмечены черной краской. Лоб и щеки покрыты черными и красными линиями. Предполагается, что раскраска не просто имела декоративное значение, а подражала татуировке, когда-то практиковавшейся удэгейцами и их предками.
Самой известной маской
удэгейских шаманов считалась «хамбаба» из бересты или дерева, изображающая
духа — покровителя шамана — в образе предка. Также у удэгейцев
присутствовали маски, изображавшие мужчин, которые применялись шаманами только
во время большого камлания. Такие маски разрисовывали красными и черными
кругами вокруг глаз и рта, полосками от лба до носа
и по обе его стороны, также на них наносили завитки в виде
змей на щеках. Самой распространенной краской считалась красная,
с помощью нее наносили основные узоры. Иногда к маске прикрепляли мех
медведя или белой росомахи.