Набойка выполнялась при помощи резных досок — манер. «Манеры» изготовляли из цельного куска твердой древесины (березы, клена, груши). Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже — клиновидную. Резные доски делались небольшими. Обычный размер такой доски — 20×20 сантиметров, толщина — 3–5 сантиметров. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным. Такая доска смачивалась краской или вапой (красящим веществом), накладывалась на ткань, разложенную на столе, затем пристукивалась — «набивалась» деревянным молотком для пропечатки рисунка.
«Набивка» рисунка на ткань первоначально производилась вручную красными или оранжевыми красками по белому или окрашенному фону. Для того чтобы получить рисунок на большом куске ткани, доски надо было переносить по всей длине и ширине ткани по особым отметкам. Таким образом на ткани появлялся узор, равномерно повторяющийся, который называется раппортным. Если необходимо было нанести на ткань многоцветный рисунок, то пользовались несколькими досками. Количество цветов соответствовало количеству досок, накладываемых последовательно на ткань.
Первые русские набойки были по большей части мелкоузорчатые, основой их были растительные мотивы, предельно обобщенные. Позднее резчики достигли виртуозного мастерства в резьбе манер. По мере освоения технологии резьбы и набивки рисунки усложнялись. В XIX веке резные доски стали дополнять вставками из металлических полос, изогнутых в соответствии с рисунком, а также металлическими гвоздиками со шляпками и без них. Металлические полосы и гвозди обрамляли сочный красочный узор тонким контуром, дополняли мелким горохом, так называемым пико. При помощи этих вставок заполнялся фон.
Резчики и мастера набойки не боялись сдвига цветовых пятен орнамента по отношению к контуру, нередко специально набивали рисунок так, что контур где-то накладывался на края рисунка, а где-то отодвигался от них. То же происходило с печатным фоном — гладким или узорчатым: рисунок строился так, что вокруг орнаментальных форм, букетов образовывался просвет естественного цвета ткани. Просвет этот местами сужался, а местами расширялся. Эти нехитрые приемы необычайно обогащали набойку, лишали ее чертежной сухости и оживляли застывшие формы.
Представленная в музее «Русская старина» манера изготовлена
из цельного куска древесины и украшена двусторонней резьбой.
С одной стороны — вазоны в овалах с розетками в местах
перемычек, обрамленные стилизованными венками и цветами,
с другой — мелкие цветы в ромбах.