Основным центром черневого искусства в России XVII–XVIII веков стал северный город Великий Устюг. В те времена он стоял на торговом пути, который связывал европейскую часть страны с Сибирью. Первое упоминание о великоустюжской черни относится к 1683 году.
Технология изготовления черни непроста. Сначала мастер вырезал, чеканил или протравливал рисунок, нанесенный на поверхность серебряного изделия. Затем измельчал в порошок сплав серы, меди, свинца и серебра, который и назывался чернью. В виде кашицы его накладывали на поверхность изделия и обжигали. При обжиге чернь соединялась с основным металлом и превращалась в твердое покрытие. Его снимали до тех пор, пока сплав не оставался только в углублениях и не проявлялся черневой рисунок.
Для великоустюжской черни временем расцвета стал XVIII век. На тематику рисунков на изделиях этого периода оказали влияние широко распространенные в Западной Европе стили барокко и рококо. Посуду, табакерки, шкатулки и флаконы украшали охотничьими, пасторальными и галантными сценами, а еще — парковыми пейзажами с типичными зданиями той эпохи. Исследователи полагают, что эти сюжеты мастера заимствовали из книжных иллюстраций и творчески их перерабатывали.
В первой четверти XIX века под влиянием нового стиля — классицизма — декор изделий стал строже и лаконичнее. Появились новые сюжеты: на серебряные табакерки и коробочки разных форм художники наносили панорамы Великого Устюга, Вологды, Архангельска, географические карты. Их дополняли статистическими данными о крае и гербами городов.
Влияние устюжской черни способствовало развитию подобных производств и в других северных городах: Вологде, Архангельске, Вятке, Тобольске, Якутске.
Технология изготовления черни непроста. Сначала мастер вырезал, чеканил или протравливал рисунок, нанесенный на поверхность серебряного изделия. Затем измельчал в порошок сплав серы, меди, свинца и серебра, который и назывался чернью. В виде кашицы его накладывали на поверхность изделия и обжигали. При обжиге чернь соединялась с основным металлом и превращалась в твердое покрытие. Его снимали до тех пор, пока сплав не оставался только в углублениях и не проявлялся черневой рисунок.
Первоначальный узор дополняли гравировкой, чеканкой и золочением. А еще ювелиры использовали технику канфарения — прочеканивали фон специальным острым инструментом. Мастера-устюжане имели свой секрет состава, их чернь отличалась более высокой прочностью, чем узоры той же техники, выполненные художниками в других городах. Тайну передавали из поколения в поколение.
Для великоустюжской черни временем расцвета стал XVIII век. На тематику рисунков на изделиях этого периода оказали влияние широко распространенные в Западной Европе стили барокко и рококо. Посуду, табакерки, шкатулки и флаконы украшали охотничьими, пасторальными и галантными сценами, а еще — парковыми пейзажами с типичными зданиями той эпохи. Исследователи полагают, что эти сюжеты мастера заимствовали из книжных иллюстраций и творчески их перерабатывали.
В первой четверти XIX века под влиянием нового стиля — классицизма — декор изделий стал строже и лаконичнее. Появились новые сюжеты: на серебряные табакерки и коробочки разных форм художники наносили панорамы Великого Устюга, Вологды, Архангельска, географические карты. Их дополняли статистическими данными о крае и гербами городов.
Влияние устюжской черни способствовало развитию подобных производств и в других северных городах: Вологде, Архангельске, Вятке, Тобольске, Якутске.