Металлический кувшин с ручкой в виде русалки изготовили в XIX веке. В коллекцию Тобольского губернского музея он попал не сразу. В 1920 году кувшин передали из Государственного музейного фонда в Тобольский Музей изящных искусств. Его только что открыли при Мариинской женской школе по инициативе местного художника Пантелеймона Чукомина и музей только начинал собирать экспонаты. Кроме кувшина, из музейного фонда привезли фарфор, картины и коллекцию каслинского художественного чугунного литья.
В фонды Тобольского губернского музея, в ту пору музея Тобольского севера, кувшин поступил, когда 1925 году учреждение перевели в здание Архиерейского дома, который находился на территории тобольского кремля. В этот период ему были переданы коллекции из Музея изящных искусств, который к тому времени прекратил работу.
Кувшин создали в технике дифовки — это способ обработки металла с помощью разного вида и тяжести молотков. Ее еще называли выколоткой или «битой медью». Под ударами металлический лист растягивался, изгибался, подсаживался и постепенно приобретал форму, которая была нужна мастеру. Дифовка отличалась от обычной кузнечной ковки тем, что металл оставался холодным, тогда как при кузнечных работах листы раскаляли докрасна. Дифовку можно выполнить только на тонких листах металла — не больше 2 мм в толщину. В отличие от чеканки, где мастера воздействовали на лист металла специальными чеканами и зубилами, для дифовки нужны только молотки с обычным или фигурным бойками.
Мастера-дифовщики используют в ходе своей работы свыше 100 различных молотков из твердых пород дерева — бука, граба, клена, самшита. Культура художественной обработки металла формировалась в России в XVII веке. Начиная с эпохи Петра I и до начала XX века русское искусство дифовки эволюционировало и по стилю становилось все больше похожим на западноевропейские образцы. К таким можно отнести кувшин из Тобольского губернского музея.
В работе мастер использовал лист белого сплава. На кувшин он нанес изображение ириса, а ручку оформил в виде фигурки русалки с раздваивающимся хвостом. Для того чтобы кувшин со временем не потускнел, на него нанесли химически стойкую защитную пленку либо сделали гальваническое покрытие с помощью электролита.
В фонды Тобольского губернского музея, в ту пору музея Тобольского севера, кувшин поступил, когда 1925 году учреждение перевели в здание Архиерейского дома, который находился на территории тобольского кремля. В этот период ему были переданы коллекции из Музея изящных искусств, который к тому времени прекратил работу.
Кувшин создали в технике дифовки — это способ обработки металла с помощью разного вида и тяжести молотков. Ее еще называли выколоткой или «битой медью». Под ударами металлический лист растягивался, изгибался, подсаживался и постепенно приобретал форму, которая была нужна мастеру. Дифовка отличалась от обычной кузнечной ковки тем, что металл оставался холодным, тогда как при кузнечных работах листы раскаляли докрасна. Дифовку можно выполнить только на тонких листах металла — не больше 2 мм в толщину. В отличие от чеканки, где мастера воздействовали на лист металла специальными чеканами и зубилами, для дифовки нужны только молотки с обычным или фигурным бойками.
Мастера-дифовщики используют в ходе своей работы свыше 100 различных молотков из твердых пород дерева — бука, граба, клена, самшита. Культура художественной обработки металла формировалась в России в XVII веке. Начиная с эпохи Петра I и до начала XX века русское искусство дифовки эволюционировало и по стилю становилось все больше похожим на западноевропейские образцы. К таким можно отнести кувшин из Тобольского губернского музея.
В работе мастер использовал лист белого сплава. На кувшин он нанес изображение ириса, а ручку оформил в виде фигурки русалки с раздваивающимся хвостом. Для того чтобы кувшин со временем не потускнел, на него нанесли химически стойкую защитную пленку либо сделали гальваническое покрытие с помощью электролита.