Перед нами фигурка женщины, держащей за руки младенца. Что она делает? Учит малыша первым шагам, ведет его перед собой. От слов «вести», «водиться» пошло и название традиционной куклы — «ведучки», то есть той, что ведёт, нянчит, пестует. Вырезанные из дерева фигурки представляли собой нянюшек или кормилиц, ведущих за ручки малышей.
Кукла-ведучка в платье с персиками
Подобный «щепной» товар или, как его еще называли «топорщина» стоил недорого и хорошо продавался на ярмарках. Отчасти популярности деревянных игрушек способствовала и мода на саксонский фарфор, распространившийся в России с XVIII века. Мастера часто копировали в дереве саксонсих барышень и офицеров.
В фигурке нет привычных нам яркости, блеска, изящно прописанных деталей. Однако и ценят сергиевскую маховую резьбу за другое: фактура дерева словно говорит сама за себя, не требует лишних украшательств. Недосказанность цвета, как и грубый скол, лишь будят наше воображение, приглашают включиться в игру.
Сегодня художественный промысел, существовавший в Сергиевом Посаде еще со времен преподобного Сергия Радонежского, известен лишь немногим, а уникальная техника резьбы по дереву почти забыта и только пара-тройка мастеров, владеют ею.
Один из них — Антон Валериевич Ажермачёв, мастер-самоучка из Тобольска.
Стремление изучить прошлое своей страны, узнать традиции и освоить давно забытое ремесло сопровождает мастера на протяжении всей жизни. Именно поэтому он перенимает опыт у тех, кто возрождает технологии работы с деревом: Александра Шевцова, Александра Варганова, Николая Антишина. Благодаря таким мастерам и исследователям, сегодня жизнь многовекового промысла, начинает возрождаться.
Кукла-ведучка в платье с персиками
