Развитие музыкального искусства в России XIX века связано с именами Антона и Николая Рубинштейнов. Курс обучения братья прошли у Теодора Куллака (фортепиано) и Зигфрида Дена (теория музыки). Рубинштейны основали Петербургскую и Московскую консерватории, воспитав целое поколение талантливых музыкантов, композиторов и исполнителей.
Николай Рубинштейн представлял собой редкое сочетание артистического и организаторского талантов. Он тщательно подбирал для своего будущего детища преподавательские кадры. Среди них было много иностранцев, не владевших русским языком. Однако в качестве профессора теории музыки Рубинштейн хотел видеть именно русского музыканта.
Сначала это место было предложено Александру Серову, который, согласившись, осенью 1865 года неожиданно переменил свое решение. Тогда Рубинштейн решил пригласить на это место одного из первых выпускников Петербургской консерватории — Петра Ильича Чайковского (по рекомендациям Германа Лароша и Николая Кашкина). Перед Рубинштейном стоял выбор: Чайковский или его однокурсник Густав Кросс, которого петербургские консерваторские наставники рекомендовали как «более опытного». Но Николай Григорьевич своего решения в пользу Чайковского не изменил.
Приехав в Москву, Чайковский поначалу вел музыкальные классы при Русском музыкальном обществе, а 1 сентября 1866 года приступил к работе в консерватории в качестве профессора. Музыкальный критик Николай Кашкин вспоминал:
Николай Рубинштейн представлял собой редкое сочетание артистического и организаторского талантов. Он тщательно подбирал для своего будущего детища преподавательские кадры. Среди них было много иностранцев, не владевших русским языком. Однако в качестве профессора теории музыки Рубинштейн хотел видеть именно русского музыканта.
Сначала это место было предложено Александру Серову, который, согласившись, осенью 1865 года неожиданно переменил свое решение. Тогда Рубинштейн решил пригласить на это место одного из первых выпускников Петербургской консерватории — Петра Ильича Чайковского (по рекомендациям Германа Лароша и Николая Кашкина). Перед Рубинштейном стоял выбор: Чайковский или его однокурсник Густав Кросс, которого петербургские консерваторские наставники рекомендовали как «более опытного». Но Николай Григорьевич своего решения в пользу Чайковского не изменил.
Приехав в Москву, Чайковский поначалу вел музыкальные классы при Русском музыкальном обществе, а 1 сентября 1866 года приступил к работе в консерватории в качестве профессора. Музыкальный критик Николай Кашкин вспоминал: