Хантыйская дневная колыбель для ребенка из этнографической коллекции Тобольского губернского музея сделана из бересты и украшена простым геометрическим орнаментом. Как правило, постоянные колыбели, в которых ребенок мог жить до трех лет, делали мужчины уже после рождения малыша. До этого он жил во временной люльке, сделанной матерью.
Эту колыбель сделали из трех частей — берестяных овального дна, бортов и спинки. На края плоского дна мастер постелил полоску ровдуги — сыромятной кожи. Верхний и нижний края бортов, а также спинку он укрепил черемуховыми прутами и дополнительными планками. К колыбели приделаны петли, через которые можно было продевать кожаные ремни. Узоры, которыми украшена колыбель, сделаны в технике выскабливания — одной из самых распространенных у хантов.
Существовали дневные колыбели двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку, под головку ребенка, прикрепляли мягкую шкурку. Внутрь колыбели на берестяную подстилку мать насыпала размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывали влагу и оставляли приятный запах. При намокании их убирали, но складывать их можно было только в определенных местах. Нельзя, например, класть их под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. К колыбелям относились по-особенному: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На берестяную колыбель вместе с другими узорами наносили изображение глухаря — хранителя сна.
Ребенок практически жил в своей колыбели до трех лет. Он не только спал в ней, но нередко сидел днем. Чтобы покормить ребенка, мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было уйти, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума либо к крюку в потолке избушки. Можно было сидеть и работать рядом, качая колыбель ногой, продетой в петлю. При пеших переходах ее несли за спиной, соединив ременные петли на груди, а на время остановки в лесу подвешивали к наклонному дереву повыше от земли, где меньше мошки и не может заползти змея. В поездке на оленях или собаках мать ставила колыбель на свою нарту. Если ребенка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня — нож либо спички.
Эту колыбель сделали из трех частей — берестяных овального дна, бортов и спинки. На края плоского дна мастер постелил полоску ровдуги — сыромятной кожи. Верхний и нижний края бортов, а также спинку он укрепил черемуховыми прутами и дополнительными планками. К колыбели приделаны петли, через которые можно было продевать кожаные ремни. Узоры, которыми украшена колыбель, сделаны в технике выскабливания — одной из самых распространенных у хантов.
Существовали дневные колыбели двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку, под головку ребенка, прикрепляли мягкую шкурку. Внутрь колыбели на берестяную подстилку мать насыпала размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывали влагу и оставляли приятный запах. При намокании их убирали, но складывать их можно было только в определенных местах. Нельзя, например, класть их под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. К колыбелям относились по-особенному: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На берестяную колыбель вместе с другими узорами наносили изображение глухаря — хранителя сна.
Ребенок практически жил в своей колыбели до трех лет. Он не только спал в ней, но нередко сидел днем. Чтобы покормить ребенка, мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было уйти, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума либо к крюку в потолке избушки. Можно было сидеть и работать рядом, качая колыбель ногой, продетой в петлю. При пеших переходах ее несли за спиной, соединив ременные петли на груди, а на время остановки в лесу подвешивали к наклонному дереву повыше от земли, где меньше мошки и не может заползти змея. В поездке на оленях или собаках мать ставила колыбель на свою нарту. Если ребенка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня — нож либо спички.