Одним из самых эффектных традиционных женских головных уборов на Руси был кокошник. Именно кокошник — центральный аксессуар русского народного костюма, со временем ставший одним из национальных символов страны. Носили кокошники не только крестьянки, но и боярыни, мещанки; роскошные, украшенные драгоценными камнями и тканями изделия изготавливались даже для особ королевских кровей.
В коллекции Липецкого областного краеведческого музея хранятся кокошники из сел и деревень Тамбовской, Воронежской и Рязанской губерний в форме цилиндрических шапочек с плоским верхом. Такие головные уборы обычно сверху украшали ярким платком, надевали по праздникам. Кокошник из собрания музея бытовал в селе Новоникольское Данковского района Рязанской губернии. Головной убор поверх твердой основы обшит золотым позументом с растительным орнаментом, сверху и сзади использован узкий галун с мелким геометрическим рисунком. На позатыльнике вышивка витой металлизированной нитью, в углубления вшиты стеклянные бусины, жемчужины, бисер и пайетки.
История появления кокошника кроется в далекой старине, однако
первое письменное упоминание об этом головном уборе относится только
к XVII столетию. На Руси издавна существовала традиция женщинам
покрывать голову. Под головными уборами скрывали волосы, чтобы уберечь свою
семью от бед и несчастий, поскольку, согласно народным верованиям,
женские волосы привлекали к себе злые силы. В различных губерниях
Российской империи бытовали разные варианты этого традиционного праздничного
головного убора. Кокошники отличались по форме и размеру.
До сегодняшнего дня сохранились однорогие кокошники с ниспадающей
на лоб сеткой, которые чаще всего носили жительницы Центральной России.
Еще более оригинально выглядят двурогие головные уборы, отличавшиеся своей
шириной и напоминающим полумесяц очельем из Нижегородской губернии.
«Шеломок», по форме схожий с седлом, носили в Харьковской,
Орловской и Курской губерниях. Кокошники в старину приобретали
на ярмарках или шили по заказу. Стоили они дорого и бережно
хранились в семье как реликвия, передаваемая из поколения
в поколение.