Кинжал для чеченцев являлся символом свободы, чести и достоинства. Эти качества ценились выше жизни и посягательство на них возмещалось лишь кровью. При этом не было цели убить человека, а лишь ранить. По этой причине наносили именно рубленные, резанные раны. Колотые раны наносить считалось низким и недостойным поступком и признаком неумелого владения оружием, при нанесении которых раны практически не заживают и вызывают мучительную смерть человека.
Удивительная холодная вежливость и невозмутимость чеченских мужчин того времени объяснялась тем, что за любую обиду или оскорбление нарушителя обычаев могли молниеносно лишить жизни ударом кинжала. Кинжал был символом неотвратимости наказания. Он превращал в рыцаря даже оборванного пастушка. Горцы не трепетали перед богатством или красивыми безделушками.
Первичным для любого мужчины был верный конь и надёжный кинжал. Глядя на отца, мальчишка-горец уже с первых лет жизни мечтал о своём клинке. В семьях победнее отец вручал сыну один из старых родовых клинков. В богатых семействах родители заказывали у мастеров небольшие кинжалы, подходящие по размеру ребёнку. С клинками у чеченского народа связано множество интересных традиций, обычаев и поверий. Они прочно вошли в культуру и стали неотъемлемым образом мужчины. С пятнадцати лет юноши проходили обряд опоясывания (испытания): знания законов, умение владеть оружием, верховая езда и др. После всех испытаний старейшины надевали на них пояс с кинжалом, который становился обязательным атрибутом при черкеске молодого человека.
Кинжалы использовали не только в бою, но и в быту, на охоте и танцах. Их украшали различными гравировками так же, как и ножны: изготавливали либо из дерева, обтягивая кожей и приделывая металлический наконечник, либо из железа или серебра. Таким образом, кинжал превращался не только в оружие, но и в произведение искусства. Мастера оставляли на нём свои метки, своеобразную подпись. Так, по узору, рукояти или украшению ножен можно определить и регион происхождения, и мастера, сделавшего оружие.