К вечеру самодеятельности
Шевандронова И.В. Автопортрет на фоне зимнего окна. 1973 г. (из коллекции Новокузнецкого художественного музея)
В 1954 году работала на Академической даче, где была написана первая самостоятельная работа — картина «Дети в сельской библиотеке», ставшая одним из шедевров советского искусства. Картина была сразу приобретена Третьяковской галереей и многократно репродуцировалась в учебниках «Родная речь». В том же 1954 году Ирина Шевандронова была принята в Союз художников СССР. В 1963 году ей было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», а в 1986 году Шевандронова стала «Народным художником РСФСР».
Ирина Васильевна Шевандронова осталась в истории русского искусства второй половины XX века как художница, пишущая, в основном, детей. Однако такое определение явно сужает и снижает значимость ее творчества. Часто говорят, что ведущей тенденцией ее творчества был портрет, но этого тоже недостаточно. Действительно, детская тема выдвинула И. Шевандронову в число особых, ни на кого не похожих художников, но ее творчество, если брать его в целом, выразило разнообразные тенденции современного ей изобразительного искусства и, что очень важно, оно было очень позитивным: ни критики, ни каких-либо разоблачений увидеть в ее картинах невозможно. Можно сказать, оно было романтично, приподнято над бытовой тривиальностью, хотя сама изображаемая реальность зачастую была вполне обыденна, даже банальна. Художница в любом случае искала и находила что-то характерное, типичное, поднималась до высокой степени обобщения и преподносила факт, сюжет или явление как исключительное и незабываемое. Пожалуй, это и есть то, наиболее характерное для творчества Ирины Шевандроновой, что должно остаться в истории.
— писал искусствовед Виталий Манин
К вечеру самодеятельности
