Изразцовые печи — произведения искусства, которые отличались богатым убранством и эффективностью при отоплении помещений.
Плитки, которые использовались при облицовке печей, известны с давних времен. Первые русские изразцовые печи стали сооружаться на Руси в XV–XVI веках.
Первоначально рельефный декор плиток был простым терракотовым в виде сюжетных изображений, растительных рисунков и орнаментов. После кладки такие печи покрывались белой побелкой. К началу XVII века лицевую часть изразцовых плиток стали обрабатывать муравой или глазурью зеленого оттенка. Настоящие муравленые изразцы и образцы таких печек не сохранились до наших дней. С середины XVII века на Руси стали производить многоцветные изразцовые плитки, которые были богато декорированы рельефами.
Производство изразцов было налажено на Валдае, откуда вскоре начали приглашать мастеров для украшения палат дворцов и соборов Москвы. В это время облицовка печей дополнилась новыми элементами. Мастера стали складывать богатые сложные печи, которые декорировались сюжетными картинами.
Поскольку кладка изразцовых печей была достаточно трудоемким процессом, такие отопительные сооружения могли позволить себе лишь состоятельные люди. Вместе с тем быстрое развитие изразцового искусства и технологий привело к повсеместному применению изразцовых печей.
Изразцовая русская печь стала преимущественно трехъярусной, с поясами со скромной отделкой, с цокольным ярусом и декорированным завершением.
Со второй половины XVIII века печники начали применять профильные пояса, декоративные колонны, сложные завершения. Рисунки изразцовых плиток стали более сложными и многоцветными. С этого же времени характер сюжетной росписи изменился на более орнаментальный, роспись стала включать в себя цветочные мотивы, гирлянды, крупные вазоны.
В XIX веке печное изразцовое искусство утратило былую популярность по причине массового производства плиток на заводах.
Со временем сократилось и само производство печей, на смену
им пришли удобные и экономичные отопительные приборы. Однако сейчас можно
наблюдать возрождение интереса к этой технологии как к элементу
декора.