В экспозиции представлен измерительный инструмент — рычажные весы в виде длинного четырехгранного стержня с делениями на верхней грани. На одном конце стержня закреплен груз — утолщение в виде набалдашника конусообразной формы. В традиционных безменах формы набалдашников варьируются, встречаются шарообразные, многогранники и так далее. На стержень надета подвижная деталь, к которой с помощью металлических скоб крепятся сверху ручка-петля, снизу — крючок для подвеса груза. На боковых гранях стержня выбиты надписи: «1907», «06», на верхней грани над шкалой имеется неразборчивое клеймо.
Из-за того, что безмен — довольно архаичная форма весов, определить точную датировку производства часто не представляется возможным. Поэтому наличие даты изготовления на демонстрируемых весах — большая удача. Современному человеку безмен известен прежде всего как измеритель небольших весов, но в источниках упоминаются безмены, которые позволяли измерять товары до четырех пудов весом (то есть 65,5 килограмма) и даже более. В некоторых источниках и литературных произведениях говорится о нехарактерном применении безменов торговцами: часто кроме взвешивания товара их использовали для самозащиты от злоумышленников. Основным недостатком традиционного русского безмена была большая погрешность, что в итоге привело к запрету использования безменов при императоре Павле I.
Это не помешало использовать безмены и в дальнейшем, но уже в качестве бытового инструмента для измерения веса. Безмены берегли, передавали по наследству. Это был ценный подарок. Бытовавший много веков безмен внес вклад и в русскую культуру: существуют пословицы, устойчивые выражения, загадки с упоминанием безмена. Например, «Сам худ, а голова с пуд». Происхождение более архаичного названия рычажных весов на Руси — «кантарь», или «контарь», — связывают с мерой веса, применявшейся в средиземноморских государствах и странах Ближнего Востока, — кнтар. На разных территориях и в разное время мера колебалась от 45 до 300 килограммов. В настоящее время она практически не применяется.
Представленный экземпляр был куплен
в коллекцию музея в 1999 году.