Деревянная резная икона «Образ креста Господня» (или «Голгофский Крест») была создана в конце XIX или начале XX века. Религиозный предмет происходит из деревни Кушереки Онежского уезда Архангельской губернии.
Памятники деревянной резной пластики с сюжетом «Голгофский Крест» бытовали среди старообрядцев Русского Севера и Северо-Запада — русских, карел, коми-зырян. Эти резные кресты и иконы чаще всего использовались в качестве мемориальных: их устанавливали на могильных памятниках. При этом их могли повесить и над входом в молельную, келью, часовню, над крыльцом жилого дома.
В некоторых местностях резные деревянные кресты и иконы являлись частью иконостаса наряду с другими молельными образами. Орнаментика резных икон с сюжетом «Голгофский Крест» продолжала традиции православной деревянной пластики, которые бытовали до церковного раскола. Сходные элементы — способы выделения центрального поля и обрамления — присутствуют, например, в иконографии поклонных крестов Поволховья XVII — начала XVIII века.
В центре композиции резной иконы расположен восьмиконечный Голгофский Крест с орудиями страстей. По обе стороны от него мастер вырезал канонические надписи, прославляющие подвиг Христа и духовную силу Креста Господня, традиционные для православной медной и деревянной резной пластики: «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы»), «IС ХС» («Иисус Христос»), «СНЪ БЖIЙ» («Сын Божий»), «КТ» («Копие, Трость»), «НИКА» («Победа»), «МЛРБ» («Место Лобное Рай Бысть»). На Голгофском холме и по обе стороны можно увидеть «ГГ» («Гора Голгофа»), «ГА» («Голова Адама»). Фоновая роспись этой резной иконы изображает звездное небо.
Всю изобразительную композицию на резных иконах обычно заключали в прямоугольную профилированную рамку, углы которой маркировали растительным элементом в виде крупного бутона на чашечке. Подобный элемент встречался и на русских крестах-тельниках XVII–XVIII веков, его помещали в углы средокрестия, что символизировало живоносную силу христианского учения.
Нередко Голгофский Крест размещали в кругу, а на
некоторых иконах — под арку либо под сень храма, на каждом из куполов которого
выполняли восьмиконечный крест. Круг в подобных композициях означал сияние,
исходящее от Голгофского Креста и распространяющееся на Вселенную, храм —
Церковь Христову.