Саукеле — казахский свадебный женский головной убор. Он был популярен в XIX веке. Сшитый вручную саукеле музею передал Омский отдел Русского географического общества в 1923 году. Предмет был приобретен у казаха Урма в ауле Кош-Агач (Алтай, Российская империя).
Название головного убора произошло от слов «сау» (солнечный, красивый) и «келе» (голова). Такой элемент одежды служил символом начала новой жизни. Саукеле был самым дорогим элементом приданого невесты наряду с юртой. Богато украшенные головные уборы представляли собой лучшие образцы казахского народного прикладного искусства.
Изготовлением саукеле занимались наиболее искусные мастера. Ювелиры отливали, штамповали или чеканили металлические детали. Как правило, на изготовление одного саукеле уходил целый год. Стоимость его достигала к началу XX века порядка 1000 рублей, что было эквивалентно сотне коней. Каждый головной убор был уникален.
По красоте и высоте саукеле можно было определить социальное положение отца невесты. Казахи стремились украсить его как можно роскошнее. Саукеле передавался от матери к дочери, из поколения в поколение. По обычаю, невесту облачали в свадебный наряд в доме ее отца. После свадьбы молодая жена надевала этот головной убор по торжественным случаям до рождения первенца.
Шапочка, часть саукеле, была сшита из толстой, грубой темно-коричневой ткани. Ее нижнюю часть изнутри подшили толстой льняной тканью светло-коричневого цвета. Шапочка состоит из тульи и околыша. Тулья — основная, верхняя часть головного убора — была выполнена в форме остроконечного конуса. Околыш — часть, непосредственно облегающая голову, — была сшита из прямой полосы со скошенными концами.
Посередине тульи сзади и спереди, сверху вниз пришили узкую тесьму. Передняя половина околыша была зашита сеткой из нитей кораллов. Считалось, что они защищают от порчи и сглаза. К нижней полосе этой сетки пришили легкие металлические штампованные бляшки. К нижнему краю околыша добавили тонкую полоску меха.
По бокам к головному убору присоединили наушники из
тонкой красной хлопчатобумажной ткани. К ним пришили толстые нити с нанизанными
кораллами, мелким жемчугом и золотистым бисером. Казахи полагали, что жемчуг
защищает от бельма на глазу. К затылочной части саукеле были пришиты два шнурка
из человеческих волос.