«Поляки» Алтая были потомками русских старообрядцев из Калужской, Тульской, Рязанской и Орловской губерний. В конце XVII и начале XVIII века они бежали от преследований за веру на земли, входившие в то время в состав Речи Посполитой. В 1760-х годах их начали насильно высылать в район Южного Алтая, на реку Убу. Здесь по прежнему месту жительства их и стали называть «поляками».
Мужской костюмный комплекс переселенцев включал в себя традиционную поликовую, то есть с плечевыми вставками, рубаху и порты. При этом он отличался от других групп русской и старообрядческой одежды особой нарядностью. Мужчины носили рубахи с присборенными боковинками и ярко-красной вышивкой на груди и спине. Стыки полотнищ обычно обшивались кумачом — полоской красной хлопчатобумажной ткани. Кроме того, мужской костюм нередко включал в себя гайтан, который изготавливали из бисера, а также яркие головные уборы, украшенные перьями селезня и цветами.
Отечественные этнографы не находили таких образов нигде у русских. Очевидно, в этом проявилось украинское влияние. Как указывают исследователи, слово гайтан произошло от греческого gaietanon, что означает «пояс». В культуре старообрядцев это было нашейное украшение вроде галстука, которое иногда могло доходить до середины груди или даже до талии.
Гайтан состоял из шерстяных нитей, на которые нанизывали крупный цилиндрический бисер. Обычно использовали шарики синего, желтого, зеленого, серебряного и белого цветов. Зачастую мастерицы выкладывали из бисера геометрический узор. Гайтан надевали на шею, а его концы, связанные узлом, спускали на грудь. При этом концы могли соединять между собой с помощью нательного креста.
На гайтане из коллекции музея в месте соединения был пришит кусок свинца. Этот элемент одежды происходит из коллекции предметов быта «поляков», старообрядцев Алтая, которую в 1914 году удалось собрать Александру Ефремовичу Новосёлову. Гайтан исследователь заполучил в деревне Белая Змеиногорского уезда.
Александр Ефремович Новосёлов (1884–1918) регулярно
публиковал материалы, очерки и рассказы в печатных изданиях Сибири.
Этнографической деятельностью он увлекся в начале XX века. Александр Новосёлов
был действительным членом Западно-Сибирского отдела Императорского Русского
географического общества.