Карбас (слово образовано от финского «karvas») — небольшое беспалубное судно парусно-гребного типа. Более 500 лет оно использовалось рыбаками и охотниками для промысла рыбы, зверя, а также для транспортировки грузов на Белом и Баренцевом морях. Судно веретенообразной формы имеет заостренные оконечности и идеально приспособлено для плавания в ледовых условиях.
Чтобы построить (сшить) карбас, древесный ствол у корня распирали клиньями, затем срубали дерево и расширяли отверстие. Обычно выемку выдалбливали, но порой выжигали. Заготовку после распаривания вновь распирали, а после внутрь ставили шпангоуты-опруги — чаще всего еловые. Борта наращивали, обшивка усиливалась досками внахлест. Доски сшивали между собой прутьями, жгутами из мочала либо жилами животных. В конце весь корпус смолили и конопатили мхом и пенькой. Иногда в конструкцию добавляли деревянные полозы на днище, чтобы карбас было удобно извлекать из воды и тащить по льду.
Как правило, лодку оснащали 2, 4 или 5 парами весел, двумя четырехугольными парусами с долонью (древком) по диагонали, а управлял ею один рулевой. Удивительно, что в постройке судна не применялись никакие дополнительные крепежи — ни единого гвоздя.
Чтобы построить (сшить) карбас, древесный ствол у корня распирали клиньями, затем срубали дерево и расширяли отверстие. Обычно выемку выдалбливали, но порой выжигали. Заготовку после распаривания вновь распирали, а после внутрь ставили шпангоуты-опруги — чаще всего еловые. Борта наращивали, обшивка усиливалась досками внахлест. Доски сшивали между собой прутьями, жгутами из мочала либо жилами животных. В конце весь корпус смолили и конопатили мхом и пенькой. Иногда в конструкцию добавляли деревянные полозы на днище, чтобы карбас было удобно извлекать из воды и тащить по льду.
Как правило, лодку оснащали 2, 4 или 5 парами весел, двумя четырехугольными парусами с долонью (древком) по диагонали, а управлял ею один рулевой. Удивительно, что в постройке судна не применялись никакие дополнительные крепежи — ни единого гвоздя.