Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тысячелетие северного мореплавания»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Автор неизвестен
Фрагмент борта карбаса
#2
Карбас (слово образовано от финского «karvas») — небольшое беспалубное судно парусно-гребного типа. Более 500 лет оно использовалось рыбаками и охотниками для промысла рыбы, зверя, а также для транспортировки грузов на Белом и Баренцевом морях. Судно веретенообразной формы имеет заостренные оконечности и идеально приспособлено для плавания в ледовых условиях.

Чтобы построить (сшить) карбас, древесный ствол у корня распирали клиньями, затем срубали дерево и расширяли отверстие. Обычно выемку выдалбливали, но порой выжигали. Заготовку после распаривания вновь распирали, а после внутрь ставили шпангоуты-опруги — чаще всего еловые. Борта наращивали, обшивка усиливалась досками внахлест. Доски сшивали между собой прутьями, жгутами из мочала либо жилами животных. В конце весь корпус смолили и конопатили мхом и пенькой. Иногда в конструкцию добавляли деревянные полозы на днище, чтобы карбас было удобно извлекать из воды и тащить по льду.

Как правило, лодку оснащали 2, 4 или 5 парами весел, двумя четырехугольными парусами с долонью (древком) по диагонали, а управлял ею один рулевой. Удивительно, что в постройке судна не применялись никакие дополнительные крепежи — ни единого гвоздя.
#6
Сшивание вицей поясьев
#5
Карбас — уникальное судно, отлично приспособленное для нужд жителей северных морских краев. При низкой остойчивости и длине всего-то 5—8 метров оно могло перевозить огромный вес — несколько взрослых мужчин, хороший улов или добычу.

Первое письменное упоминание о суднах такого типа относится к 1591 году, о карбасах есть запись в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря. Из Поморья лодки распространились на восток, стали частью быта сибирских народов. Несмотря на общее название, карбасы различались размерами и конструкцией, назначение и место приписки вносили свои особенности. Кроме того, единого чертежа карбасов не существовало, традиции и секреты передавались от мастера к мастеру, у каждого корабела были собственные мерки, которые он использовал при постройке. Если лодка шилась на совесть, то верой и правдой служила нескольким поколениям семьи.

Сегодня карбас — один из символов Русского Севера. Но назвать его архаикой и пережитком прошлого не поворачивается язык. По сей день в некоторых приморских деревнях живут мастера, которые по дедовским лекалам «шьют» такие суда, и по сей день на северных морских просторах карбасы небезуспешно составляют конкуренцию катерам и моторным лодкам.
#7
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Фрагмент борта карбаса

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%