Фотопортрет Дезире Арто с автографом
Молодой, слегка резкий, более гобойный, чем флейточный тембр дышал не поддающейся описанию прелестью, звучал негою и страстью.
Отмечал он и драматический талант певицы.
В Россию Арто приехала в 1868 году, уже завоевав широкую европейскую известность. С громадным успехом она выступала в спектаклях московской и петербургской Итальянской оперы.
Знакомство Чайковского с Дезире Арто состоялось весной 1868 года, к осени оно переросло в восхищение и взаимную душевную привязанность. Композитор не только высоко ценил искусство Арто, но и намеревался вступить с ней в брак. Чайковский посвятил Дезире Арто «Романс» для фортепиано ор. 5. В начале 1869 года композитор готовился к помолвке.
Однако друзья композитора, в особенности Николай Рубинштейн, были против женитьбы. Ситуация разрешилась неожиданным образом: Дезире Арто уехала на гастроли и через месяц вышла замуж за певца из своей труппы, испанского баритона Мариано Падилья-и-Рамоса. Нанесенная рана долго была болезненна для Чайковского.
Через 20 лет после первой встречи и знакомства Чайковский снова увиделся с певицей во время своих гастролей по Германии. Теплые встречи и содействие Арто очень украсили пребывание композитора в Берлине. Он писал брату:
В Берлине я веду жизнь совершенно как в Петербурге, т. е. целый день в гостях, и это самое ужасное для меня. Единственное утешение — Арто, которую всюду со мной приглашают и которую я ужасно люблю.
Дезире Арто попросила Чайковского написать для нее романс, а также предлагала написать оперу на либретто знаменитого тенора Жозефа Капуля «Черный принц». Чайковский написал Шесть романсов ор. 65 на оригинальные тексты французских поэтов Тюркетти, Коллена и Бланшкотт: две Серенады, «Разочарование», «Пускай зима погасит солнца светлый луч…», «Слезы», «Чаровница» («Ты собою воплощаешь силу чар и волшебства»). От создания оперы отказался.
Фотопортрет Дезире Арто с автографом
