В 1925 году в Перми писатель Аркадий Петрович Гайдар познакомился с девушкой, с которой вскоре связал жизнь. Тогда ей было 17 лет, ее звали Рахиль Лазаревна Соломянская, но Аркадий затем переименовал ее из Рали в Лялю, потом в Лилю и, наконец, в Лию.
Лия была одной из основоположниц пионерского движения в Перми, соучредительницей первой школьной комсомольской организации в городе. Она была одной из организаторов первой печатной пионерской газеты в Перми, а также членом редколлегии комсомольской газеты «На смену».
В конце 1925 года Рахиль и Аркадий поженились. В 1926 году у них родился сын Тимур. В 1931 году Лия Лазаревна и Аркадий Петрович расстались.
Согласно именному листку учета кадров, который хранится в фондах музея Гайдара, Рахиль Лазаревна Соломянская родилась 19 мая 1907 года в Минске. Получила специальность пропагандиста-журналиста.
На протяжении литературной и журналистской деятельности писала книги и очерки на тему истории и революции, коммунистического воспитания. Также создавала сценарии фильмов, например «Судьба барабанщика», «Военная тайна», а также мультфильмы и диафильмы.
В 1923–1924 годах работала председателем районного бюро юных пионеров райкома комсомола Перми.
После школы работала инструктором отдела политической пропаганды городского комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков, позже стала заведующей домом партийного просвещения. В 1928–1929 годах перешла в отдел партийной жизни редакции газеты «Правда Севера» в должности литературного сотрудника.
В конце 20-х годов перешла на радио, работала ответственным редактором архангельского радиовещания, позже стала начальником краевого управления связи. В 1930 году переехала в Москву, где до 1933 года занимала должность заведующей сектором всесоюзного детского радиовещания Наркомсвязи, позже стала ответственным редактором «Пионерской правды» на радио.
В 1933 году была мобилизована в Ивнянский район ответственным
редактором газеты «За урожай», затем перешла в «Ленинский путь».
В 1936 году вернулась в Москву, где была директором
по производству детских фильмов на киностудии «Мосфильм», затем
перешла в «Союздетфильм». В 1941–1946 годах была заведующей отделом
критики, публицистики и военного очерка в журнале «Знамя». Затем перешла
в отдел историко-революционных и военных фильмов студии диафильмов.