Фома на свинье
Гончарное
ремесло на Урале развивалось на Невьянской земле, в селах Верхние и Нижние
Таволги. Берега реки Нейвы, на которых расположены эти села, славились
пластичной красной глиной. По дошедшим до нас письменным источникам, в 1887
году в Нижних Таволгах существовало 59 мастерских, где трудилось 108 человек.
Из остатков гончарного производства лепились свистульки в особом, неповторимом
стиле. Небольшие пустотелые фигурки в виде курочек, петушков и лошадок
округлой, обобщенной формы (в виде усеченного яйца). Они имели короткие
расставленные ножки, украшались простым геометрическим орнаментом. Природный
цвет глины мог быть дополнен бесцветной глазурью или легкой росписью ангобами.
Керамические игрушки Натальи Михайловны Скороходовой
Сама композиция «потешная фигура на свинье, козле или корове» часто встречается в народной культуре. Образ скомороха, восседающего верхом, распространен в дымковской, каргопольской, сусанинской игрушке. Но Наталья Михайловна вносит авторскую трактовку в традиционный образ. Фигура Фомы не отделена от фигуры животного-свиньи, их объемы плавно перетекают друг в друга. Автор создает лаконичный, легко читаемый образ, с минимумом деталей: так, у Фомы нет ног. Композиция украшена бесцветной глазурью, нанесенной фрагментарно, и элементами растительного орнамента, намеченного острым предметом. Как и большинство уральских глиняных игрушек, «Фома на свинье» — игрушка-свистулька.
Фома на свинье
