Иван Петрович Попов создавал свои полотна в разных жанрах и техниках, среди которых портретная живопись выделялась особо.
«Художник Попов неторопливо ходил по родной земле, любил ее, радовался, когда встречал родственников. Они оказывались всегда рядом, потому что Попов был всегда возле них. Они и собственная его семья, и родственники, живущие в алтайских деревнях, и В.М. Шукшин… Приглядевшись, видишь в его картинах, в его портретах единый русский деревенский тип. Сам Попов вырос в деревне. Переселившись в город, внутренне от деревни он далеко не отошел, разве что за околицу. Выходит, все творчество Попова автобиографично, автопортретно», — отмечал искусствовед П.Д. Муратов.
Герой картины «Проводы сына. Ожидание» из коллекции Искитимского историко-художественного музея — сам художник. Несмотря на то, что лицо Ивана Петровича узнаваемо, этот автопортрет до известной степени можно считать собирательным образом «единого русского деревенского типа» людей, с их общими проблемами, судьбой и пониманием жизни.
«„Проводы сына“ — не совсем автопортрет. Тема картины шире. В ее подтексте грусть расставания с разъезжающейся из села молодежью. Село пустеет. Село стареет. Пожилые люди и старики остаются одни, и Попов душой с ними…» — пишет искусствовед Павел Муратов. Над полотном «Проводы сына» Иван Петрович Попов работал более десяти лет и в конечном счете оставил ее незаконченной, посчитав неудавшейся.
У картины было несколько вариантов названия: «Проводы сына», «Отец», «Ожидание». Художник долго не мог найти решение для сложного творческого замысла. В ранних вариантах присутствовал и образ сына-солдата, для которого позировал сын художника Андрей Попов. В конечном итоге он изобразил на полотне одного отца, провожающего сына. К счастью, эскизы к картине сохранились. Подобный стиль работы был присущ творчеству Попова, для которого отчетливо выраженное действие было менее значительно, нежели подлинное внутреннее состояние изображаемых персонажей. Потому картины художника рождались медленно, из большого количества эскизов, этюдов и набросков. В ходе работы менялось количество действующих лиц, переносились акценты, появлялись или исчезали детали.