Эскизы к картине «Черемисская свадьба» занимают в творчестве художника Николая Ивановича Фешина особое место. Неотъемлемой частью его творчества стала простонародная, многоязычная и яркая жизнь народов Поволжья, с которой он был знаком с детства.
Еще будучи студентом Казанской художественной школы, Николай Иванович на выходные ездил к тете и дяде. Брат отца владел скипидарным заводом в деревне Кушне в ста милях от Казани. Поселение было расположено среди густых лесов. Там жили черемисы, которых почти не затронул прогресс и цивилизация. Черемисами ранее называли марийцев — финно-угорский народ, который в основном проживает в Республике Марий Эл и на севере Республики Башкортостан. Художник наблюдал за традициями и бытом этих людей, их верованиями с древними языческими божествами и обрядами.
Свадебный обряд, который представлен на полотне, был описан многими этнографами и путешественниками, авторами трудов о народах России: медиком, химиком и этнографом Иоганном Готлибом Георги, историографом, естествоиспытателем и путешественником Герхардом Фридрихом Миллером и другими. Из их текстов можно узнать об обычаях черемисов.
Черемисы делились на луговых и горных. Костюмы и обряд, которые представлены на полотне из коллекции музея, говорят, что это свадебная церемония луговых черемисов.
На свадьбу приглашали всех жителей деревни, а временами и из соседних поселений, если жених и невеста жили в разных местах. Свадебные гулянья продолжались три-четыре дня, а иногда и неделю.
Сначала молодые венчались. Языческий обряд проводили во дворе жениха на свежем воздухе. После новобрачные отправлялись в избу. В доме, где проходило свадебное пиршество, на стол ставили домашнего идола.
Затем молодожены начинали подносить пиво: жених — женщинам, а невеста — мужчинам. Перед каждым они становились на колено. Далее гости садились за стол. После обеда начинались песни и танцы — этот момент и представлен в эскизе.
На первый план композиции художник поставил музыкантов во весь рост и сваху. На заднем плане Николай Иванович Фешин изобразил женщин и детей, которые наблюдают за торжеством.
Эскиз был написан быстро, мастер только наметил локальными пятнами самое
основное. Тем не менее при первом взгляде на сюжет можно увидеть массовость
композиции. Николай Иванович стремился показать все детали национального обряда
марийцев.