С 1953 по 1969 годы на территории Мордовской АССР работала комплексная Мордовская этнографическая экспедиция под руководством доктора исторических наук, старшего научного сотрудника сектора этнографии народов Прибалтики и Поволжья Веры Белицер. В составе экспедиции также была заместитель директора по научной работе Мордовского республиканского краеведческого музея Людмила Артамошкина, которая занималась сбором и научным описанием предметов этнографии для пополнения мордовской коллекции музея. Представленный в экспозиции дымарь передал Артамошкиной житель села Кильдюшева Лукояновского района Горьковской области В.Е. Маколов. В фонды музея его записали 17 июня 1965 года.
Пасечный дымарь представляет собой устройство, с помощью которого пчеловод создает и направляет в нужное место струю дыма, чтобы успокоить насекомых. Он изготовлен в форме кувшина с приставной ручкой. Верхняя часть горловины плавно изогнута под углом 45 градусов и сильно заужена, образуя носик для выхода дыма. Край носика утолщен. На его ручке и верхней части налеплено пять глиняных овалов. Тулово дымаря декорировано процарапанными волнистыми линиями и желобками. В боковой части прорезано отверстие для закладки тлеющего материала.
Этот дымарь изготовили в конце XIX века мастера из села Большое Казариново Сергачского уезда Нижегородской губернии (сейчас это Большеболдинский район Нижегородской области). Село славилось своей необычной чернолощеной керамикой — черной глиняной утварью с металлическим отливом.
Подобные дымари мордовские пасечники покупали на местных ярмарках. Внутрь помещали доступные материалы, образующие при тлении густой дым без пламени — например, сухие гнилушки, гриб-трутовик, высохший конский навоз. Дымом окуривали улей.
У мордвы-мокши улей назывался «нешкопарь», а у эрзя — «нешкепарь». Оба слова переводятся как «кадушка для пчел».
В старину улей представлял собой колоду, выдолбленную из цельного дерева. Их устанавливали на лесных опушках, луговинах, в липовых рощах. Колодные ульи у мордвы упоминались в документах уже с XVI века. По этнографическим данным, «кадушки для пчел» использовали до конца XIX столетия, затем им на смену пришли рамочные ульи.
Пасечный дымарь представляет собой устройство, с помощью которого пчеловод создает и направляет в нужное место струю дыма, чтобы успокоить насекомых. Он изготовлен в форме кувшина с приставной ручкой. Верхняя часть горловины плавно изогнута под углом 45 градусов и сильно заужена, образуя носик для выхода дыма. Край носика утолщен. На его ручке и верхней части налеплено пять глиняных овалов. Тулово дымаря декорировано процарапанными волнистыми линиями и желобками. В боковой части прорезано отверстие для закладки тлеющего материала.
Этот дымарь изготовили в конце XIX века мастера из села Большое Казариново Сергачского уезда Нижегородской губернии (сейчас это Большеболдинский район Нижегородской области). Село славилось своей необычной чернолощеной керамикой — черной глиняной утварью с металлическим отливом.
Подобные дымари мордовские пасечники покупали на местных ярмарках. Внутрь помещали доступные материалы, образующие при тлении густой дым без пламени — например, сухие гнилушки, гриб-трутовик, высохший конский навоз. Дымом окуривали улей.
У мордвы-мокши улей назывался «нешкопарь», а у эрзя — «нешкепарь». Оба слова переводятся как «кадушка для пчел».
В старину улей представлял собой колоду, выдолбленную из цельного дерева. Их устанавливали на лесных опушках, луговинах, в липовых рощах. Колодные ульи у мордвы упоминались в документах уже с XVI века. По этнографическим данным, «кадушки для пчел» использовали до конца XIX столетия, затем им на смену пришли рамочные ульи.